Санитаров вызывали? Почему коронавирус не страшен участникам акций за Путина

Методы борьбы российской власти с COVID-19 оказались довольно специфичными, о чем свидетельствуют недавние события

Фото: Любовь Соболь // фото: Instagram

С возобновлением протестного сезона власти решили использовать новшество «чумного» законодательства, до сих пор не применявшееся, – статью 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил», вступившую в силу 1 апреля (!) 2020 года. Так появилось «санитарное дело».

Изменчивый вирус

Коронавирус, как известно, абсолютно безопасен во время парада или когда граждане толпой выстраиваются в очереди к пенькам для голосования. А если вдруг где-то случается одиночный пикет или вообще митинг, да еще и с претензиями к путинской политике, дворцу и аресту Навального, вирус незамедлительно достигает уровня опасности бубонной чумы или хотя бы холеры.

24 января, на следующий день после акции в поддержку Алексея Навального, было возбуждено уголовное дело по статье о подстрекательстве к нарушению санитарных правил (часть 4 статьи 33, часть 1 статьи 236 УК РФ). Собственно, это гибрид из двух статей – пришлось сделать так, потому что только по «санитарным правилам» прикапываться к людям сложно.

27 января в Москве у родственников и сторонников Навального прошли обыски. Несколько фигурантов, например Марию Алехину и Люсю Штейн, повезли на них из спецприемников, где они отбывали оперативно выписанный судом административный арест. Всего силовиков интересовали порядка 37 оппозиционных активистов, политиков и деятелей культуры, которые якобы призывали выйти на митинг 23 января. В ходе обысков, однако, изымались не некие вещдоки, а традиционные телефоны и компьютеры.

Кстати

«Мемориал» [признан Минюстом иностранным агентом] признал политзаключенными фигурантов дела о нарушении санитарных правил на митинге в Москве. «Мы полагаем, что уголовное дело против них политически мотивировано и связано с их политическими убеждениями, а также реализацией их права на свободу выражения мнения и свободу собраний, – говорится в заявлении организации. – Их преследование осуществляется с нарушением права на справедливое судебное разбирательство и направлено на принудительное прекращение оппозиционной деятельности и запугивание сторонников оппозиционного политика Алексея Навального».

Судебная изоляция

Статья, вменяемая активистам, не является тяжкой – она даже не предусматривает содержание под стражей. Но тут отличился Басманный суд, где обвинение запросило содержание в СИЗО для мундепа Константина Янкаускаса, который в итоге все же был отправлен под домашний арест. Еще один момент – субъектом по «санитарным правилам» может быть либо больной, проинструктированный под роспись об ответственности, либо должностное лицо. Всех остальных это никак не касается – в конце концов, гражданам никто не запрещал ходить по улицам.

Наконец, прошло уже более двух недель, а следствие до сих пор не предъявило так необходимых в этом деле пострадавших – заболевших коронавирусом на митинге в поддержку Навального. Мэрия Москвы, правда, заявляла, что туда пришли сразу 19 больных. Бог с ним, что их нет среди фигурантов «санитарного дела». Но просто хотелось бы взглянуть на этих безумцев, которые наплевали на тяжелые симптомы и тотальный контроль. Напомним, что минувшим летом профессора РУДН Ирину Карабулатову, у которой даже не было диагноза COVID-19, засыпали штрафами за нарушение самоизоляции, хотя она парализована на 90% и покинуть квартиру не могла.

Как бы то ни было, а у нас есть новое коллективное дело, по которому впоследствии можно привлекать неопределенное число людей, в зависимости от ситуации. А на повестке не только Навальный, но и осенние выборы в Госдуму с сопутствующими протестами как в ходе выдвижения и регистрации кандидатов, так и по результатам. Что-нибудь эдакое власти явно не помешает.

«Дело заведено не столько ради судебной перспективы, а ради самих следственных действий, – полагает политолог Екатерина Шульман. – Ради того, чтобы сейчас изолировать этих людей, приходить к свидетелям с обысками, чтобы эти люди не присутствовали на публичной арене».

Однако, как отмечает эксперт, у такой тактики есть и обратная сторона: эти люди начинают активно присутствовать в публичном пространстве именно благодаря тому, что происходит вокруг них.

Дело врача

Лидера профсоюза «Альянс врачей» Анастасию Васильеву удалось обыскать и задержать только со второй попытки. Согласно судебным протоколам, за то, что накануне 23 января она написала в твиттере, что идет на Пушкинскую площадь поддержать Навального.

– После обыска попытались заставить нас проследовать в ГСУ МВД по Москве, – рассказывает адвокат Дмитрий Джулай, с боем прорвавшийся в квартиру. – Отказались, так как у Анастасии статус свидетеля. Сказал полицейским, что либо пусть задерживают официально, доставляют, пишут рапорт – и она приобретает статус подозреваемого, либо приедем завтра.

Это вызвало замешательство у следственной группы. Следователь побежала звонить начальству. Адвокат посоветовал Анастасии подняться в квартиру, на 11-й этаж, и закрыться там. Пришлось идти пешком. Мастер спорта Васильева справилась с этой задачей легко, а толстые полицейские от нее отстали. Тем временем следователь, видимо, каким-то образом перепутав номера, набрала Джулая и пожаловалась ему на него же. Дмитрий, не сразу поняв, в чем дело, посоветовал всем уезжать. На другой день, однако, визитеры вернулись, провели обыск и увезли Васильеву.

На суде по избранию меры пресечения Анастасию приговорили к домашнему аресту по месту регистрации, то есть в квартире бывшего мужа и его новой жены. Согласием которых суд вообще не озаботился и на ходатайства защиты никак не отреагировал. А вскоре после этого в квартиру Анастасии, где оставались ее двое несовершеннолетних детей, нагрянула опека. К счастью, с детьми была бабушка.

Тем временем, еще раз подтверждая наш тезис о том, что акции в поддержку Путина безопасны с коронавирусной точки зрения, власти устраивают «путинги» по всей стране. Молодежь собирают вместе под разными предлогами и заставляют делать странные вещи.

Так, студентов Тимирязевской академии в Москве привлекли к флешмобу в честь российского флага. На Мамаевом кургане собрали бюджетников под предлогом съемок клипа к песне группы «Любэ». Студентов МГЮА вынудили участвовать в съемках ролика «в поддержку страны как лидера в борьбе с коронавирусом». В Белгороде студентов попросили станцевать с флагами для ролика к Дню защитника Отечества. Впоследствии выяснилось, что все это были съемки роликов в поддержку Путина.

Список

Фигуранты «санитарного дела»

  • Олег Навальный, брат Алексея Навального
  • Любовь Соболь, юрист ФБК*
  • Кира Ярмыш, пресс-секретарь Алексея Навального
  • Люся Штейн, муниципальный депутат
  • Константин Янкаускас, муниципальный депутат
  • Мария Алехина, активистка Pussy Riot
  • Олег Степанов, сотрудник ФБК
  • Николай Ляскин, сотрудник ФБК
  • Анастасия Васильева, глава профсоюза «Альянс врачей»
  • Дмитрий Барановский, муниципальный депутат

*ФБК объявлен российскими властями «иностранным агентом»

 * * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №06-2021 под заголовком «Санитаров вызывали?».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика