Колонка редактора. Не та нелюбовь
Для всех россиян, недовольных итогами очередного «Оскара», где прокатили «Нелюбовь» Звягинцева, есть хороший совет
Для всех россиян, недовольных итогами очередного «Оскара», где прокатили «Нелюбовь» Звягинцева, есть хороший совет.
Он укладывается в одно слово: импортозамещение.
Серьезно: в России есть много кинопремий, которые вам понравятся. Там как раз награждают «Нелюбовь». Там вообще на церемониях не награждают фильмы про трансгендерных людей — там фильмов-то таких не номинируют. Там их как таковых нет — ни фильмов, ни людей таких, как нет геев в Чечне.
Про президента страны шуточек там тоже не будет. Куда там — там певица Наргиз поет песню на стихи официального представителя МИД России Марии Захаровой.
Не шутят там ведущие и над продюсерами, которых обвинили в сексуальных домогательствах — там, опять же, продюсеров-то таких не бывает. И сексуальных домогательств тоже как таковых.
Это не попытка обстебать погрязшие в политкорректности и инклюзивности Америку и Голливуд, правое полушарие мозга ея, средоточие загнивающего Запада. (Вообще, кстати, история с Вайнштейном показывает, с какой скоростью он «загнивает» — с какой скоростью Голливуд старается меняться и реагировать на вызовы времени: первая статья с обвинениями против продюсера была опубликована ровно пять месяцев назад.)
Давайте просто констатируем: на «Оскаре» отмечают и награждают фильмы о том, что сейчас кажется тамошнему жюри, тамошней киноиндустрии и тамошней публике важным сейчас. Можно считать, что отставание России в вопросах толерантности — это проблема, а можно этим, наоборот, гордиться. Но отставание это невозможно оспаривать, это факт. И тогда не приходится удивляться, что российские фильмы, даже те, которые замечает «Оскар», — они просто про другое.
Лучшим зарубежным фильмом — 2018 признали не «Нелюбовь», а чилийскую драму «Фантастическая женщина» — о молодой певице, трансгендере, которую по этой скандальной причине не допускают на похороны ее возлюбленного. С точки зрения необходимости привлекать внимание к судьбам людей, которым приходится тяжело в обществе из-за их необычности, это ведь более подходящий вариант, более смелая тема, чем история о том, как гетеросексуальная пара разводится и в середине этого процесса теряет ребенка, правда?
Вот если бы герои Звягинцева разводились из-за того, что один из них решил сменить пол... а ребенок не просто пропал, а его бы выкрали и держали в заложниках какие-нибудь, например православные, активисты, желая защитить от пропаганды всякого нехорошего...
Выглядит как доведение до абсурда. Похоже на нафталиновые шуточки, которые отпускают ведущие ток-шоу на центральных каналах или участники команд КВН. А если попытаться посмотреть на это серьезно — окей, начнем с простого: а есть сейчас в России режиссер, который мог бы снять такой фильм? Трудно вообразить это, даже если бы Кирилл Серебренников не был под домашним арестом (как раз, как подозревают некоторые, за то, что затронул тему религиозного радикализма в фильме «Ученик»). А как бы звали продюсера этого фильма? И, что тоже немаловажно, спонсора этой картины?.. Явно не Министерство культуры и наверняка не Фонд кино.
Российский кинематограф, российские режиссеры и продюсеры могут снимать прекрасные, конкурентоспособные с точки зрения шоу-бизнеса фильмы — и тому лишнее доказательство недавнее подписание контракта со все теми же Звягинцевым и Роднянским на создание сериала для студии Paramount. Но если говорить о свободе выбора тем, требуемой, чтобы претендовать на «Оскар», то кажется, что год от года для получения заветной статуэтки все вернее и неизбежнее надо не только говорить на конкретном языке (современного кино), но и произносить на этом языке конкретные слова, за которые в нашей семье отправляют мыть язык с мылом. Относитесь к этому как хотите — гордитесь, сокрушайтесь, — просто не ждите «Оскаров», а довольствуйтесь «Золотыми орлами».