Новости дня

19 октября, четверг


























18 октября, среда

















От светской жизни – к геополитике: куда "смещается" 39-й ММКФ


О том, как открылся 39-й Московский кинофестиваль, где кино смешалось с геополитикой, – в репортаже Sobesednik.ru.

Похоже, президент ММКФ Никита Михалков все больше увлекается геополитикой. Это находит свое отражение в программе. Московский кинофестиваль открылся индийским фильмом и песней на слова спикера российского МИДа Марии Захаровой.

Разворот в сторону Востока

За пару часов до начала красной дорожки – наверное, самой холодной за всю историю кинофестиваля – Никита Сергеевич собрал журналистов. Памятуя о его мечте сделать нечто вроде альтернативного «Оскара» для стран БРИКС, я спросил президента, не является ли выбор в качестве фильма открытия «Бахубали: Завершение» из Индии шагом к этой мечте.

– Наверное, так сказать было бы легкомысленно, – Михалков слегка ушел от ответа. – Сейчас меняется вектор. Вынужденно или нет, мир разворачивается в сторону Востока. Хочется говорить об индийской, японской, китайской культуре. С США по глубине и традициям тут и сравнивать нечего.

Развивая ответ на вопрос Sobesednik.ru, Никита Сергеевич вышел на программные намеки:

– Мы же видим, с какой скоростью и ясностью решения сдвигаются в сиюсекундную политику. Вот, скажем, лауреат Нобелевской премии по литературе... Нобелевской премии! Это же как Бунин! Есть тенденция – какая именно картина из нашей страны попадает на Каннский или Венецианский фестиваль. Мы хотели бы перевести вопрос в плоскость искусства.

В словах Михалкова недвусмысленно читались имена лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич из Белоруссии, которую Лукашенко поздравил сквозь зубы, и режиссера Андрея Звягинцева, получавшего в Каннах призы за «Нелюбовь» и «Левиафана», а до этого в Венеции – Гран-при за «Возвращение». Вот теперь уж точно будет интересно посмотреть, номинируют ли сильную звягинцевскую «Нелюбовь» на михалковского «Золотого орла».

Говоря о том, что культура сдвигается в сиюсекундную политику, Михалков сию же секунду сдвигает ее в политику сам. Представители индийской картины «Бахубали», собравшей по болливудским меркам огромную кассу, уже перед просмотром анонсировали аудитории, что они попытались «изобразить величие нашей страны и великое культурное наследие». Впрочем, программный директор ММКФ Кирилл Разлогов уверял меня в кулуарах, что «Бахубали» на открытии – его выбор. В рамках ли заданной линии на Восток или нет, осталось неясным.

Европейское кино у Михалкова вызывает отторжение. По тем же причинам.

– В европейском, в «белом» кино исчезает идея. Высасывают всё из пальца ради получения приза. Вот однополая семья, еще и афроамериканцы, и еще кто-то есть из Израиля... А смотришь малобюджетную латиноамериканскую картину – и там живое все, там крово-обращение!

Внеконкурсная Сирия

Главной скрепой-сенсацией церемонии открытия стала спикер российского МИДа Мария Захарова. Она уже не раз пробовала себя в различных ипостасях – и в танце, и в стихах, и в прозе. Часть творческого диалога Мария провела с Sobesednik.ru, чем мы очень гордимся. И вот теперь дебютировала на открытии ММКФ, которое совпало с днем начала Великой Отечественной войны. Точнее, дебютировала Наргиз с песней Захаровой «Верните память». Невозможно было не встать в память о тех, кого мы «помянем за их прощальный бой». Над песней поработал и Максим Фадеев, так что она вышла вполне себе на уровне.

И все было бы очень круто для Марии Захаровой, и ее скептики, высмеивавшие ту непосредственность, с которой она ведет пламенную борьбу с мировым злом, так и остались бы стоять с открытыми ртами, но... Мария, как известно, не забывает о своей миссии ни днем ни ночью. И в твиттере, и в фейсбуке, и на светском приеме она неустанно ведет пропаганду во имя «геополитических интересов России».

– Мы все привыкли думать, что мир – это естественное состояние, что это дано по праву жизни, – сказала Мария в ослепительно-зеленом платье. – Мы ошибались, это не так. Мир – это рукотворное явление. Эта песня – про героев сегодняшних, про тех, кто делает так, чтобы мы сегодня с вами сидели в этом зале, наслаждались жизнью. Она про тех наших ребят, которые сейчас в Сирии, про тех наших ребят, которые никогда из Сирии уже не вернутся.

Вот вам и 22 июня... Получается, зал вставал не в память о дедах, освободивших мир от фашизма? Не в память о миллионах наших соотечественников, погибших от имперских амбиций Третьего рейха? Оказывается, мы живыми и невредимыми наслаждаемся Московским кинофестивалем только благодаря военной операции России в Сирии. Интересное кино. Впрочем, вполне вписывающееся в идеологический фон фестиваля, обозначенный Никитой Михалковым.

А вот фильмы-участники Мария Захарова объявляла хорошо поставленным актерским голосом. Возможно, ей стоит попробовать себя и в этой творческой ипостаси.

В сравнении с выступлением Захаровой представление Орнеллы Мути в качестве члена жюри практически провалилось. Артур Пирожков (он же Александр Ревва) с песней «Как Челентано», где есть строчка про Орнеллу, явно выпадал из битвы цивилизаций и идеологий.

Зато с председателем жюри Реза Миркарими, дважды побеждавшим в Москве, все прошло органично: Н. С. без проблем повесил на иранца «цепь всевластия» с изображением святого Георгия Победоносца. Главный приз «Золотой святой Георгий» вынесла на сцену актриса Дарья Мороз. За него будут бороться 13 картин, из них сразу три – из России. Представительство лент из Европы и Азии примерно равное. Предваряя упреки в российской экспансии, Никита Михалков сказал, что «были времена, когда не было ни одной достойной русской картины, а сейчас уровень высок». А заодно вспомнил историю, когда в советское время Григорию Чухраю стоило огромных усилий отдать главный приз Феллини за «Восемь с половиной», в то время как хрущевский ЦК настойчиво требовал награды для советской картины «Знакомьтесь, Балуев!».

В чем Никита Сергеевич уж точно прав, так это в том, что тусовочный принцип ММКФ ушел в прошлое. Даже в сравнении с советским временем светская жизнь фестиваля сходит на нет. Теперь это на 99% интерес к кино. И на это все действительно стоит посмотреть, а не поглазеть.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания