Орлиный взор на протесты: как на кинопремии Михалкова награждали фильмы о восстаниях
«Золотых орлов» раздавали в разгар событий вокруг Навального. Главными номинантами были «Союз спасения» и «Дорогие товарищи!»
«Золотых орлов» на «Мосфильме» раздавали в разгар событий вокруг Навального. Киноакадемия, усилиями Михалкова склонная к консерватизму, государственности и стабильности трона, оказалась в уязвимом положении: главными номинантами были фильмы «Союз спасения» про декабристов и «Дорогие товарищи!» про расстрел демонстрации советских рабочих в Новочеркасске.
«И сокрушаем угнетенье»
Обе ленты выходили с заметными оговорками. В продюсируемом Константином Эрнстом «Союзе спасения» протестующим не была отдана роль положительных героев, а некоторые критики усмотрели в нем идеологический заказ. А понравившихся на Западе «Дорогих товарищей!» Андрей Кончаловский прокомментировал в Венеции весьма неожиданно, назвав развенчание культа личности Сталина «плохим решением Хрущева», а позже в интервью «Собеседнику» уточнил, что «в СССР никто, кроме Сталина, не понимал русского мужика». На церемонии брат Никиты Михалкова не появился.
«Союз спасения» был явным фаворитом «Орла». Прекрасные костюмы, массовые сцены, операторская работа... По ходу церемонии он выиграл семь номинаций, но в главных все-таки уступил. Кончаловскому и вовсе достался лишь один «Орел» – правда, более престижный – как лучшему режиссеру.
Отношение Михалкова к событиям этих исторических фильмов выразилось в том, как они были представлены на сцене. «Союз спасения» – через стихотворение Давида Самойлова («И сокрушаем угнетенье, чтоб утвердился новый гнет») в исполнении Антона Шагина. А расстрел донских рабочих при Хрущеве – через старые казацкие песни от Евгения Дятлова.
Лучшим фильмом в итоге признали «Блокадный дневник». Основанное на переработанных воспоминаниях блокадницы Ольги Берггольц и книге Даниила Гранина и Алеся Адамовича минималистичное кино уже вызывало много разных вопросов, в том числе от дочери Гранина. Побеждает скорее тема фильма, а не сам фильм. В конце концов, для «бесогона» Михалкова есть большая разница: будут ли «Первый канал» и «Россия 1» в своих репортажах в день акций протеста говорить о том, как собственная власть расстреливала подданных-бунтарей, или все-таки о том, как героически мы противостояли внешнему врагу.
Актеры и маски
Впрочем, на красной дорожке политические подтексты мало кого интересовали.
Светлану Ходченкову, например, традиционно привлекали только фотосъемки: журналистов актриса давно игнорирует. Фотографы ставили ее и так, и сяк. Перед каждой фотосессией целеустремленное, как у пантеры, лицо Светланы напоминало героиню из фильма «На острие», где она сыграла фехтовальщицу.
Светлане Дружининой, как и создателям фильма «Блокадный дневник», довелось получать «приз Михалкова» второй раз за полгода: первый был на Московском кинофестивале. Светлана Сергеевна сияла и блистала: она и так-то выглядит раза в три оптимистичнее, чем люди в ее годы, а модный молодежный прикид, особенно брюки и обувь, как бы говорил, что она готова потягаться даже со звездой тиктока Моргенштерном.
Организаторы строго-настрого велели всем быть в масках и перчатках, но о наличии масок или о социальной дистанции в первом павильоне «Мосфильма» вспоминали не всегда. Одним из самых дисциплинированных (и самых радостных наряду с Дружининой) был актер Евгений Стычкин. Беседовавших с ним журналистов он просил натянуть маску полностью: «А почему вы сдвинули?» – хотя в разговоре с «Собеседником» признался, что ковидом уже переболел.
– И все равно к этому серьезно относитесь? – спрашиваю Евгения.
– Да, потому что от этого зависит чья-то жизнь. Ты можешь никогда не заболеть, но принести кому-то смерть или серьезные проблемы со здоровьем.
– Вакцинироваться будете?
– Обязательно! Но пока не знаю, чем.
– Слышал, вы кому-то на дорожке сетовали на свою лень. Ну, в шутку. Карантин – хорошая пора для ленивых актеров?
– У меня был совсем не ленивый год. Я снял свое первое кино и снялся в большой картине. А все свободное время чудесно просидел дома, что тоже оказалось огромной радостью, – светился от счастья Евгений.
У создателя «Матильды» и «Цоя», руководителя студии «Рок» Алексея Учителя год вышел еще более нескучным.
– Разборки с семьей Виктора Цоя у вас продолжаются?
– Наследник подал два иска в Пресненский суд Москвы, судья их отклонил, не принял. Теперь подали в другой суд, Савеловский. Это превращается в цирк: один суд не принимает, другой принимает. В чем разница? Законы и правила же одни. Но, думаю, все уладится. Фильм прошел прокат.
– Вы довольны, как он прошел?
– Я, конечно, недоволен: эти ограничения, да и некоторая пропаганда наследников с призывом не смотреть, наверное, тоже чуть-чуть влияет. Но фильм идет, и идет достойно, мы запустили сейчас его и на платформе. А разные мнения я ожидал.
Светлана Немоляева рассказала мне, что у нее застопорились сразу три сериальных проекта:
– В 2019 году у меня была снята картина, о ней сейчас ничего не слышно: думаю, из-за пандемии. В 2020 году была очень интересная работа с Машей Шалаевой, она и актриса, и режиссер, у меня там о-о-очень интересная роль. И там тоже из-за пандемии не смогли несколько последних дней снять. Для меня, конечно, этот год был связан с потерями.
У Нонны Гришаевой ситуация аналогичная: «Собеседнику» она сказала, что все три картины с ее участием не вышли и были перенесены на неопределенное время. И это не считая театральных антреприз. Отложился проект и у Екатерины Шпицы. Из суеверия и в надежде, что к съемкам все-таки вернутся, Катя не стала распространяться о нем.
Звезды хоть и были преимущественно без масок (а как же их иначе узнавать?), разговоры с коллегами порой начинали не с приветствия, а с информации о собственном ковид-статусе.
– Я привитый! – таков был пароль Сергея Гармаша.
А появившийся ближе к началу Никита Михалков вопрошал товарищей: «Ты болел?» Со Светланой Дружининой они политкорректно расцеловались прямо в масках.
«Нашевсё» последних лет Саша Петров на церемонии не появился. Год назад, когда он конкурировал сам с собой, его затроллили, а теперь не дали ничего: фильм «Стрельцов» был в фаворитах, но оказался в полном пролете, несмотря на то, что одним из сопродюсеров значится Никита Михалков.
Зато Надежда Михалкова получила приз за дебютную короткометражку. Дочь Н. С., кажется, испытывала некоторую неловкость и со сцены толкнула речь, похожую скорее на оправдательную, чем на триумфальную. И это было честно:
– Мне нечего сказать... Это просто бонус. Последнее, что я могла бы сделать с моей фамилией, это стать режиссером. Не судите нас строго...
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №03-2021 под заголовком «Орлиный взор на протесты».