Режиссер Илья Учитель: Стрельцов не виноват, его оговорили
24 сентября на российские киноэкраны выходит фильм Ильи Учителя «Стрельцов». «Собеседник» обсудил релиз с режиссером картины
24 сентября на российские киноэкраны выходит фильм Ильи Учителя «Стрельцов» о судьбе известного советского футболиста Эдуарда Стрельцова. Главную роль сыграл самый, пожалуй, востребованный молодой российский актер Александр Петров. «Собеседник» обсудил релиз с режиссером картины.
Фурцева выбрала бы для дочери жениха получше
– Илья, недавно по «Первому каналу» прошел сериал про Эдуарда Стрельцова. Теперь вот ваш фильм. Откуда вдруг возник такой интерес к этому персонажу?
– Если говорить обо мне, то все очень просто: я с детства большой фанат футбола, а про Стрельцова мне когда-то рассказал дедушка. Когда я вырос, то начал интересоваться судьбой этого уникального футболиста более плотно. Со временем возникло желание рассказать про него зрителю.
– Кажется, в последнее время вообще модно снимать фильмы про спорт. Вспомните «Легенду №17», «Движение вверх» или «Лед»…
– Во-первых, я не вижу ничего плохого в том, что кинематографисты решили вспомнить наши спортивные достижения прошлого. Во-вторых, наш фильм принципиально отличается от названных вами: если в них речь идет о командном духе, то у нас это личная история, не исключительно про футбол.
– На ваш взгляд, почему такие фильмы имеют успех у зрителя? Связано ли это с неким патриотизмом: мол, гордость за спортивные достижения советской страны?
– Знаете, народ в этом плане не обманешь. Если фильм плохой, то его смотреть не будут, как бы ты ни старался сделать его красочнее и зрелищнее. Мне кажется, секрет успеха в том, что спортивные фильмы такого рода очень вдохновляют, их хочется пересматривать. Я бы не подозревал эти картины в каком-то лубочном патриотизме.
– В судьбе Эдуарда Стрельцова до сих пор многое остается непонятным. Например, тюремный срок якобы за изнасилование. Насколько вы старались показать всю правду?
– Конечно, мы долго и упорно стремились выяснить все нюансы этого дела, поднимали архивы, опрашивали друзей. Хотя я бы не назвал наш фильм прямой биографией Стрельцова, этаким байопиком, где отражены все факты жизни – для этого существуют документальные фильмы. Мы же придерживались мнения, что Эдуард Анатольевич не был виноват в той жуткой истории, его оговорили. Основные жизненные вехи у нас отражены, но не буду скрывать: кое-что мы додумали.
– Рассказывается ли в фильме история, как министр культуры Екатерина Фурцева хотела женить свою дочь на Стрельцове? Тоже ведь запутанная история...
– Мы очень много общались с теми, кто был близок к Эдуарду Анатольевичу: с его биографом, с его сыном Игорем – и все нам сказали, что это полная чушь. И потом, насколько мы подсчитали, на тот момент, когда могла бы произойти эта история, дочке Фурцевой было лет одиннадцать-двенадцать. К тому же зачем Екатерине Алексеевне нужен был бы жених-футболист?! Думаю, она бы выбрала для своей дочери кандидатуру получше, поперспективнее. По-моему, это надуманная история, и в фильме мы ее не показываем.
С отцом мы спорили, ругались, мирились...
– Илья, в последнее время какой нашумевший проект ни выходит, обязательно там будет Александр Петров. Вот и у вас он в главной роли. Дань моде?
– Вовсе нет. Я действительно считаю Сашу одним из лучших артистов на сегодняшний день. К тому же он не просто любит играть в футбол, но и занимался этим когда-то профессионально. Но он проходил кастинг вместе с другими кандидатами. Мы долго решали, утверждали. Потом три месяца были серьезные тренировки для всех участников проекта. То, что Петров одновременно появляется в разных фильмах, конечно, не специально – просто так сложилось, что совпали даты проката. Наш фильм, например, снимался раньше всех тех, что вышли с Сашей в главной роли за последнее время.
Александр Петров: Съемки «Стрельцова» мне снились с детства
– Про Эдуарда Стрельцова я слышал еще очень маленьким от отца. Конечно, тогда он не мог мне рассказать всего, что происходило с этим человеком, потому что судьба очень трагичная. Когда я подрос, погрузился в детали этой истории, а сейчас начал еще и понимать, что с ним было. Это удивительная судьба удивительного человека! Ощущение, что такой у него был крест, что именно такие испытания он должен был пройти, преодолеть. Во время съемок у меня было какое-то магическое чувство, что фильм получится. В детстве и в юности, когда я много играл в футбол, мне часто снился сон, что я в футбольной форме выхожу на поле огромного стадиона, на трибунах – тысячи зрителей. И вот на съемках «Стрельцова», когда мы снимали на стадионе, я понял, к чему был тот сон.
– Продюсером картины выступил ваш отец – режиссер Алексей Учитель. Насколько он помогал вам в работе постановщика?
– Он был на съемочной площадке только один раз – приехал в первый день поприветствовать группу и грозно на всех посмотреть. Но позже, на этапе постпродакшена, активно участвовал в процессе монтажа. Мы много спорили, ругались, мирились, каждый отстаивал свое. Могу признаться, что часто, когда я все-таки пробовал сделать так, как предлагал он, то понимал, что это лучше, нежели думал я. Отец – человек опытный, талантливый, его мнение я ценю и прислушиваюсь к его советам.
– Что было самое сложное во время съемок?
– Безусловно, футбольные сцены. Во-первых, нам пришлось эти съемки начать раньше запланированного, во время чемпионата мира по футболу, потому что стадион имени Стрельцова, где решили снимать, именно в эти дни оказался свободен. Поэтому готовились в авральном режиме. Во-вторых, у нас же снимались не только профессиональные футболисты, но и актеры. Не всегда знаешь, как полетит мяч, куда он отскочит – приходилось делать много дублей. Все поле опоясывал огромный хромакей, чтобы потом на компьютере мы могли дорисовать большие стадионные трибуны. Отлично постарались наши художники-постановщики, чтобы воссоздать ту эпоху, сделать ее не просто серо-бежевой, но красочной, насыщенной по картинке. А сцены в тюрьме мы снимали на одной из фабрик в Павловском Посаде.
– Вы снимали при государственной поддержке?
– Конечно, сами мы бы не справились. В нашей стране фильмы такого масштаба невозможно снимать без государственной поддержки. Но были еще и другие инвесторы. Скажу вам, что получить госфинансирование достаточно сложно. Когда мы обратились в Фонд кино в первый раз, наш сценарий и экономический план не поддержали, нам указали на некоторые недочеты, были вполне справедливые замечания. Мы целый год все переписывали, и только потом нашу заявку приняли.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №36-2020 под заголовком «Илья Учитель: Думаю, Стрельцов не виноват, его оговорили».