Соболь голодает. А Элла слушает, да...

Независимые кандидаты, которых не зарегистрировали на выборы в Мосгордуму, не сдаются уже больше недели

Фото: Фото в статье: Андрей Струнин

Любовь Соболь, Илья Яшин, Дмитрий и Геннадий Гудковы, другие независимые депутаты, которых не зарегистрировали на выборы в Мосгордуму, не сдаются. На минувшей неделе им удалось встретиться с главой ЦИК Эллой Памфиловой, провалить апелляцию в Мосгоризбиркоме и даже пообщаться со следователями, которые заявились с обысками. «Собеседник» всю неделю поражался происходящему.

«Эффект митингов на решения ЦИК нулевой»

В прошлый вторник незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму пригласили в Центризбирком России (ЦИК) на встречу с его главой – Эллой Памфиловой. Из желающих образовалась очередь.

– Кандидатов пропустите вперед, пожалуйста, – попросили Дмитрий и Геннадий Гудковы.

– Любу Соболь пропустите – ей плохо, она на голодовке, – прокричал ее помощник Даниил и провел кандидата, которая отказалась от еды 13 июля, к рамке металлоискателя под руку.

Встречи с главой ЦИК незарегистрированные кандидаты добивались еще с 13 июля, о чем они заявляли и в официальном обращении, и на митингах.

Свое затяжное молчание Памфилова объяснила тем, что у нее была операция. На встречу она пришла с перевязанной рукой. 

Элла Памфилова

– Эффект митингов на решения ЦИК – ноль. Пусть люди митингуют – имеют право. Но никакого влияния, даже маленькой толики, на то, какое решение будет приниматься, это не имеет, – сразу обозначила свою позицию Памфилова.

И принялась выслушивать жалобы и претензии. А они все те же: независимые экспертизы подписей, забракованных графологами, не рассматриваются, как, впрочем, и заявления самих подписантов, которые лично готовы подтвердить свои автографы. Требования кандидатов тоже не меняются: зарегистрировать всех.

Памфилова слушала, периодически покачивала головой и резюмировала: «здесь надо разобраться», «это – проработать», «вы же понимаете: законодательство несовершенно, но мы работаем в рамках закона».

«Мы уже пропустили месяц кампании»

Чиновница несколько раз фактически обвинительным тоном объявила, что депутаты и так неплохо пиарятся благодаря митингам. С этим поспорить, конечно, трудно. Впрочем, власти сами дали повод.

– Мы уже пропустили месяц кампании, – пожаловалась «Собеседнику» Юлия Галямина, которая планировала избираться от 9-го округа. – Сейчас мы общаемся с избирателями, но вместо того, чтобы представлять свою программу и говорить, как похорошеет Москва, как изменится управление городом и как поступать с бюджетом, мы рассказываем о подписях, графологах и базах МВД.

Единственное, что реально смог предложить ЦИК – это принять и рассмотреть жалобы от каждого кандидата, а также попробовать поприсутствовать на рассмотрении жалоб в Мосгоризбиркоме (МГИК). 

– Это не мы выводим людей на улицу, а Собянин, который сделал так, что независимых кандидатов по липовым графологическим экспертизам сняли с выборов, – прокомментировала «Собеседнику» Любовь Соболь. – В ближайшее время мы увидим, помогла ли эта встреча в ЦИК или это были просто слова, чтобы оттянуть время...

– Всем очевидно: нас сняли с выборов в соответствии с политическим решением. Поэтому и восстановления на выборах мы добиваемся как юридическими методами, апеллируя к ЦИК, так и политическими, апеллируя к обществу и выводя сторонников на улицу, – резюмировал глава Красносельского района Илья Яшин.

«Паразитов вытряхнуть»

После встречи в ЦИКе у независимых кандидатов предсказуемо началась серия неудачных апелляций в МГИК: им давалось буквально 15 минут на то, чтобы защитить собранные подписи и обжаловать решение комиссии. Пока это никому не удалось.

– Были проигнорированы все доводы нашей жалобы, выступление независимого члена окружной комиссии Дмитрия Кузнецова, рекомендации главы общественного штаба Алексея Венедиктова, – поделился баллотирующийся в 31-м округе Константинас Янкаускас.

Провалилась апелляция и у Дмитрия Гудкова, которому «с барского плеча» вернули 157 подписей, когда нужно 542. Причем, по словам Гудкова, он представил доказательства в защиту почти 700. 

Апелляция Соболь вообще дошла до абсурда: Любовь требовала, чтобы присутствовали представители ЦИКа, и, отказываясь покидать помещение, села на диван. В итоге три охранника Мосгоризбиркома решили эвакуировать своенравного кандидата весьма экстравагантным образом: просто вынесли на улицу диван... вместе с Соболь! Как позже пояснил член МГИК Дмитрий Реут, охрана «вынесла диван, чтобы паразитов вытряхнуть, клопов».

Любовь Соболь голодает, но не сдается

Глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков в ответ направил обращение в столичный Роспотребнадзор с просьбой провести проверку в здании МГИКа: «Городская избирательная комиссия принимает большое количество посетителей, распространение паразитов представляет существенную угрозу здоровью».

С этого же дивана Любовь Соболь забрали сотрудники полиции и увезли в отделение, где пытались допросить в качестве свидетеля по делу о «Воспрепятствовании деятельности избирательных комиссий» (из-за митинга оппозиции, который прошел у МГИКа в воскресенье, 14 июля, когда у членов избиркома был выходной. По этому же делу на 30 суток задержан Алексей Навальный).

– В итоге мы имеем уголовное дело, обыски, в том числе в ночное время, вывоз директора ФБК Ивана Жданова на допрос – также ночью, допросы кандидатов, – поясняет Павел Чиков.

Сворованные возможности

Вникнуть в феномен столичных выборов согласилась и постоянная комиссия по избирательным правам Совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ). Встречу правозащитников с независимыми кандидатами организовал председатель комиссии Илья Шаблинский.

– Шестеро из девяти членов комиссии проголосовали за, трое были против встречи с кандидатами. В отличие от выборов в Мосгордуму, у нас либерализм и демократия – оппоненты активны, все имеют право выражать свое мнение, – заметил «Собеседнику» Шаблинский.

В СПЧ кандидатам пообещали, что подготовят открытое письмо о нарушениях на выборах в Москве – на случай, если Путин еще не в курсе. Или для того, чтобы напомнить: проблема до сих пор не разрешилась.

– Если у нас нагло своруют возможность хотя бы попасть в бюллетень, тогда уже про выборы в регионах и в Госдуму можно просто забыть, – поясняет Любовь Соболь. – Поэтому надо бороться до конца.

Мнение

Николай Сванидзе: Власть пошла по пути репрессий

– Выборы в столице – выборы федерального значения. Но тот сюжет, который сложился на этих выборах в Мосгордуму, конечно, находится на пике общефедерального интереса, – рассуждает историк, член СПЧ при президенте РФ Николай Сванидзе. – Логика поведения оппозиции и власти будет сканироваться и воспроизводиться и на других выборах.

Я вижу логику действий власти в наращивании репрессивных методов, в отделении от протестов умеренного большинства и в маргинализации протестов. То есть власти обозначили радикальное ядро, чтобы разобраться с ним «по-взрослому».

Если бы власти хотели решить вопрос по-тихому, они должны были бы предпринимать либеральные действия: разрешать, а не запрещать. Но власти пошли по пути запретов и точечных репрессий.

Путин, конечно, может сделать вид, что он не в курсе, но я уверен: все указания по методике действий исходят от очень близких к нему этажей власти.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №28-2019 под заголовком «Соболь голодает. А Элла слушает, да...».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика