"Следователь пообещал сюрприз": как допрашивают кандидатов в Мосгордуму
Допросы, обыски и недошедшие повестки — как проходит следствие после возбуждения дела из-за митинга у Мосгоризбиркома
Допросы, обыски и недошедшие повестки — как проходит следствие после возбуждения дела из-за митинга у Мосгоризбиркома.
Sobesednik.ru ранее писал о том, что Следственный комитет возбудил уголовное дело из-за митинга незарегистрированных кандидатов в депутаты у Мосгоризбиркома (МГИК) 14 июля. Следователи посчитали, что действия митингующих воспрепятствовали осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141 УК РФ).
Глава Центризбиркома Элла Памфилова заявила, что не знает, кто мог инициировать возбуждение уголовного дела, однако призвала правоохранителей относиться к незарегистрированным кандидатам максимально корректно, чтобы их действия не были расценены как давление.
Вечером в среду, 24 июля, у бывшего депутата Госдумы Дмитрия Гудкова и директора Фонда борьбы с коррупцией Ивана Жданова прошли обыски. У Гудкова изъяли все компьютерные диски и вызвали на допрос.
В своем твиттере Гудков отметил, что собирается воспользоваться 51-й статьей Конституции РФ и не отвечать на вопросы следователей. «Неважно, что будет в избиркомах: этот институт при Путине умер. Последняя призрачная возможность легального участия в политике исчезла», — написал Гудков в своем твиттере.
Позднее, как пишет русская служба «Би-Би-Си», Гудкова вызвали еще на два вопроса, и по словам политика, на завтрашнем допросе следователь пообещал ему «сюрприз».
Директора ФБК Ивана Жданова после обысков увезли на допрос в Следственный комитет. Пресс-секретарь ФБК Кира Ярмыш в своем твиттере сообщила, что Жданова выпустили в ночь на 25 июля. На вопросы следователей он не отвечал, воспользовавшись 51-й статьей Конституции, по делу проходит как свидетель.
На допрос в СК была вызвана юрист ФБК Любовь Соболь. Допрос был назначен на 10 утра, однако в 11 часов Соболь нужно было явиться в Мосгоризбирком для рассмотрения вопроса о ее участии в выборах. В своем твиттере Соболь написала, что вместо допроса поедет в избирком.
Следствие не смогло вызвать на допрос незарегистрированного кандидата в Мосгордуму Константина Янкаускаса, так как повестку на допрос принесли в квартиру его родителей. Следователи также не смогли доставить повестку экс-депутату Госдумы Геннадию Гудкову, потому что не застали его дома, и зарегистрированному кандидату от «Яблока» Максиму Круглову по причине того, что пришли по месту прописки, где тот не живет.
«В 7 утра ко мне по месту прописки пришёл участковый, принёс повестку на допрос в СК. Моя сестра, которая там живет, в такую рань не встаёт и незнакомым двери не открывает. Участковый не отчаивался и разбудил соседей. Но и это не помогло, так он и ушёл ни с чем. На то, что я зарегистрированный кандидат в Мосгордуму им наплевать. Впрочем, им вообще на все наплетать», — написал Круглов на своей странице в Facebook.
Незарегистрированному кандидату от «Яблока» Кириллу Гончарову вручили повестку в 10:53 25 июля — при том, что допрос был назначен на 10 утра этого же дня. Гончаров в СК все же явился, однако, как сообщил его адвокат Сергей Бадамшин, следователь был «ни сном ни духом, по какому вопросу мы приехали».
Научную сотрудницу МГУ Юлию Галямину следователи пытались вызвать на допрос по телефону, но она не брала трубку. В итоге сотрудники СК пришли с повесткой к ней домой, но в квартире Галямину не застали.
Председатель совета депутатов Гагаринского района Москвы Елена Русакова в своем Facebook написала о том, что «какие-то непонятные парни всунули» ей повестку, в которой был указан не ее адрес. На допрос Русакова не пришла: ей нужно было идти ко врачу, а адвокат не смог дозвониться до следователя и договориться о переносе.
На допрос в СК пришел зарегистрированный кандидат Сергей Цукасов. На вопросы журналистов он отвечать отказался.
Эксперты между тем считают, что реакция властей будет становиться только жестче. Директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов в разговоре с «Ведомостями» отметил, что обыски и допросы затронули только часть «несистемной» оппозиции, чьи попытки «выйти в легальное поле» блокируются властью. «Однако пока более вероятно, что происходящее только усилит политизацию выборов и риски ситуативного протестного голосования. Тем более и лояльный избиратель из-за ошибок в подготовке кампании не очень заинтересован выборами и отмобилизован, а часть провластных кандидатов не особо активны», — считает эксперт.