Скорее живы, чем мертвы: вторая волна поразила культуру на 75%

Осенняя волна СOVID-19 привела к тому, что концертные залы, театры, кино и галереи снова попали под суровые ограничения

Фото: Зато головы впередисидящих не мешают // фото: depositphotos

Осенняя волна СOVID-19 привела к тому, что концертные залы, театры, кино и галереи снова попали под суровые ограничения.

Музеи

Музеи в Москве сначала получили из Минкульта распоряжение приостановить временные экспозиции, а на постоянные пускать не более 25% посетителей. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отчиталась о том, какие выставки продолжат свою работу, а какие будут готовиться в спокойном режиме в ожидании лучших времен. Однако уже через два дня из Минкульта пришло предписание закрыть вход для посетителей совсем. Теперь и Третьяковка, и другие ведущие музейные площадки столицы вынуждены будут вспомнить весенний опыт исключительно виртуальной коммуникации. Легендарный Пушкинский музей рекламирует коммерческие «паблик-токи» и «онлайн-интенсивы».

Театры

Столичные театры и кинозалы пока не закрыты, но в них должно быть не более 25% зрителей. Театры, в отличие от кино, как правило, подпитываются госдотациями. Тем не менее в театральном мире, кажется, обеспокоены происходящим больше.

Опрос телеграм-канала Teatral Media показал, что служители Мельпомены и их поклонники считают действия властей избыточными: на вопрос об отношении к ограничениям Минкульта 87% выбрали отрицательный ответ и только 13% – положительный.

В результате экстренного введения мер большая путаница возникла с проданными заранее билетами. Директор Большого театра недоумевал, по какому принципу ему теперь пускать или не пускать зрителей в зал. Театр Наций вынужден был принять решение аннулировать все билеты и вернуть за них деньги, а в продажу пустить новые. В итоге к этому же пришли и в Большом. А вот Театр имени Вахтангова, по словам его директора Кирилла Крока, такой проблемы практически избежал: в числе предварительно проданных оказалось не более 25% билетов, и все они по-прежнему действительны.

Маленькие театры сложнее переживают ограничительные меры: например, театр «Сфера» вовсе решил закрыться до середины января, потому что не сможет играть спектакли без артистов категории 65+ (непонятно, как театры вообще смогут выполнить этот пункт).

– Если читать внимательно, речь идет о рекомендации отправить тех, кто не занят в производственном или технологическом процессе, на удаленный вид работы. Те, кто должен присутствовать при исполнении производственных и технологических функций, ходят на работу, – пояснил «Собеседнику» г-н Крок.

В столь депрессивных условиях московские театры не останавливают мощный поток премьер: 20 ноября МХАТ имени Горького, например, выпустил «Нюрнбергский вальс» с Лизой Арзамасовой.

Театр им. Маяковского // Фото: АГН "Москва"

Кино

В московских (а с 1 декабря и в питерских) кинотеатрах действует та же квота – 25%.

Кинопрокат был на спаде и до пандемии. Олигархи еще недавно конкурировали за покупку сетей кинотеатров, а сегодня либо продают их, либо накапливают долги, потому что зритель и без вирусов стройными рядами переходит на домашние платформы. Эксперты кинорынка заверили «Собеседник», что Голливуду невыгодно выпускать в прокат свои мощнейшие блокбастеры на нынешний робкий зрительский ручеек. Но откладываются в России не только высокобюджетные американские картины: фильмы «Первый встречный», «Оборотень», «Маржела», «Поли» и многие другие перенесены. Российская «Прабабушка легкого поведения» Марюса Вайсберга снялась с новогодних каникул, всегда считавшихся самым кассовым временем для проката кино.

Смысл в проведении кинофестивалей тоже практически исчез. «Московскую премьеру» (на территории Третьяковской галереи) в ноябре едва-едва успели провести, связав три стула из четырех так, чтобы они не открывались, а вот Виталий Манский объявил о том, что большая часть декабрьского «Артдокфеста» переносится на следующий год.

При этом на прошлой неделе в Москве состоялась светская премьера российского мистического триллера «Бег» с красной дорожкой. Эксперты сходятся во мнении, что, пока Голливуд включил режим ожидания, средние картины вполне могут собрать кассу. И посмотреть сейчас действительно есть что: российские «Цой», «Дорогие товарищи!», смешной фильм про датских пьяниц «Еще по одной», выдвинутый от Дании на «Оскара», комедия «Непосредственно Каха!», которая рвет сейчас всех в прокате.

Музыка и книги

Издательский бизнес на фоне прочего культурного дефицита может даже подняться. Но и здесь свои коммуникативные трудности: с вводом новых ограничений традиционные встречи с авторами в книжных магазинах издательства вынуждены были отменить полностью.

Концертным промоутерам, возможно, тяжелее всего: либо вяло работать в минус, либо закрывать проекты полностью – это фактически цугцванг. Концерты проводить при заполняемости даже 70–75% нерентабельно. О 25% и говорить нечего.

Концерт Николая Носкова с участием Наргиз перенесен на июнь. Хаски и Tequilajazzz тоже отложили свидания со слушателями. А вот «Звери», наоборот, намечают внеплановый концерт в одном из крупных столичных клубов. Там же бодро сообщают, что выступят и Ёлка, и «Анимация», и «Бригадный подряд», и Сурганова. Что касается поп-артистов, они и раньше не сильно делали ставку на афишные концерты и, как мы уже поняли по речам Валерия Меладзе, опечалены тем, что запредельные заработки на новогодних корпоративах в этом году никому не светят.

«Собеседник» решил посетить несколько концертных мероприятий. В пятницу в ДК Горбунова собрала своих поклонников группа «Ногу свело!» Горбушка, кажется, жгла, как прежде: зрителей, конечно, было гораздо меньше, но обладатели билетов в танцпартер традиционно плотно прижались и к сцене, и друг к другу. И... чтобы не подводить организаторов, скажем так: о безопасности своей и окружающих думали не так уж много фанатов танцпартера. До лазерных указок в лицо тем, кто приспускает маску, как это случается сейчас в некоторых театрах, на рок-концертах пока далеко.

В целом в культурных кругах обстановка нервная: артисты не понимают критериев, по которым одним можно всё, а других грозятся оштрафовать за мелочь, одних полностью обеспечивает государство, другие брошены на произвол судьбы.

Никакой пандемии – просто «Ногу свело!» // фото: Андрей Струнин

Прямая речь

Юрий Башмет: Нельзя лишать артистов сцены

В минувшее воскресенье было любопытное мероприятие в закрытом для публики зале Чайковского: в полдень стартовал концерт «Солистов Москвы» с Юрием Башметом и Михаилом Пореченковым. Это был подарок Хабаровскому краю, куда оба артиста должны были вылететь для участия в «именном» фестивале Башмета.

– Артистам, конечно, тяжело работать в пустой зал, – сказал после выступления Михаил Пореченков. – Но я считаю, что работать вполноги нельзя. Нужно выкладываться. Что сделаешь? Приспосабливаемся…

Юрия Башмета, только что оправившегося от коронавируса, «Собеседник» спросил о его отношении к 25-процентной квоте.

– 25 процентов – это, конечно, очень мало. Нельзя лишать слушателей концертов, артистов сцены, а сотрудников зарплаты: свет, гардероб – это все стоит денег. Но мы знаем: в Америке, в Швеции у нас с ковидом проблемы, сейчас все вынуждены подвинуться. В первую волну мы видели, как по-разному отнеслись к этому Москва и Петербург. Нужно понимать, что отсутствие концертов очень негативно сказывается на людях в возрасте Ромео и Джульетты, подростках, занимающихся музыкой. Если не будет ежедневного внимания к музыке, очень может быть, что какой-нибудь наш гений-музыкант уйдет в другую сторону. Я уже обращался с инициативой, чтобы ежедневно по всем возможным каналам и через интернет классическая музыка присутствовала хотя бы по 10–15 минут. И незаметно человек поймет, что это норма – как умываться ежедневно. Это хоть как-то компенсирует отсутствие концертов или, точнее, то самое 25-процентное ограничение заполняемости зала.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2020 под заголовком «Коронавирус поразил культуру на 75%».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика