О чем пьют мужчины: "Еще по одной" Томаса Витенберга
Sobesednik.ru — о новом фильме Томаса Витенберга, в котором Маддс Миккельсен считает, что алкоголь решит все его проблемы
Sobesednik.ru — о новом фильме Томаса Витенберга, в котором Маддс Миккельсен считает, что алкоголь — это лучшее решение всех проблем.
В свое время норвежский психиатр Финн Скордеруд вывел презабавную теорию, которая многим точно придется по душе: тяга человека к спиртному объясняется недостающими в его организме 0,5 промилле. Поддерживаемые примерами в лице британского политика Уинстона Черчилля, который говорил, что «реальность — это галлюцинация, вызванная недостатком алкоголя в крови», и правилами Эрнеста Хэмингуэя (пить до 8 вечера и только по будням) герои нового фильма Томаса Витенберга, переживая кризис среднего возраста, решают проверить эту гипотезу на себе.
Фильм открывается сценой популярной алкогольной игры среди старшеклассников, но пьяный угар доступен не только молодым — ракурс ленты перемещается на уставшего от жизни учителя истории Мартина (Мадс Миккельсен), чей весьма скучный способ преподавания критикуется как учениками, так и их родителями. Его жена пропадает сутками на работе, а когда семье все же удается вместе собраться к ужину, за столом царит тягостное молчание. Восполнение недостающих 0,5 промилле в крови помогают Мартину и его трем друзьям значительно улучшить свои профессиональные навыки, а заодно и подлатать семейный очаг.
Премьерный показ фильма в России проходил в рамках Московского международного кинофестиваля в пятницу вечером, и это время, пожалуй, оказалось лучшим решением. Шипящие звуки шампанского, яркие описания выдержанных вин и состава водки, разнообразие разливного пива и создание ядреного коктейля на основе абсента с добавлением цедры апельсина – аудиовизуальные эффекты играют здесь далеко не последнюю роль и воздействуют на зрителя так же, как и открывающая сцена из «Джентльменов» Гая Ричи, — хочется стать причастным к творящейся вакханалии и вместе с героями окунуться в это алкогольное безумство, о чем бы там ни предупреждал Минздрав. Каждый выпитый мужчинами бокал сопровождается мягким, теплым освещением, камера фиксирует крупные планы героев, их приятные моменты наедине друг с другом и с самими собой, и будто бы расслабляется вместе с персонажами, уступая место этой опьяняющей легкости.
Но не подумайте ничего дурного: не нужно знать об алкоголе много, чтобы помнить, что его чрезмерное употребление не только вредит здоровью, но и не приводит ни к чему хорошему. Томас Витенберг совместно со сценаристом Тобиасом Линдхольмом (они вместе работали над «Охотой») как раз-таки известны тем, что могут умело управлять сложным тональным балансом между юмористическими элементами фильма и его драматическим ядром, а потому избегать любых морализаций. Персонажи Маддса Миккельсена, Томаса Бо Ларсена, Ларса Ранте и Маунуса Миллана не привязаны к просто «смешным» или просто «грустным» моментам – все происходящее с ними на экране по-человечески живо и понятно.
По сути, еще один жизненный раунд (а в переводе на английский название ленты звучит именно как «Another round») по Витенбургу — это взглянуть в лицо самому себе, своей жизни и набраться мужества и умения переносить ее радости и невзгоды именно в трезвом, а не пьяном виде.
За использованием теории Скордеруда скрывается и толика сатиры: социальная одержимость алкоголем оправдывается мифологизацией и у многих ассоциируется с великими историческими деятелями, такими как все те же Черчилль, Хэмингуэй или Петр Ильич Чайковский. Однако на экране тут же проносятся архивные исторические кадры с пьяным Борисом Ельциным, которые у российского зрителя вряд ли ассоциируются с чем-то положительным, а на уроках истории упоминается трезвенник Адольф Гитлер, личность которого (без упоминания имени) ребята выбрали в качестве лучшего варианта в рамках игры на уроке истории. «Жизнь не так проста, как она кажется», — говорит Мартин, а зритель, в зависимости уже от его собственной «алкогольной» истории, тем временем пытается ответить на возникающий в момент просмотра вопрос: это все-таки смешно или грустно?
Конечно, проблемы, с которыми сталкивается четверка персонажей, совсем не новаторская: кризис среднего возраста — излюбленная тема кинематографистов. Но финал ленты преподносит ощущение катарсиса и вдобавок позволяет лицезреть джазово-балетное выступление Миккельсена — возможно, лучшую сцену датчанина за последнее время.
В конце концов, «Еще по одной» — это не памятка с противопоказаниями или, наоборот, рекомендациями по употреблению алкоголя, а небольшой праздник жизни и крепкой мужской дружбы. Сам Витенберг описывает свою ленту как возвращение иррациональной мудрости, которая отбрасывает весь тревожный здравый смысл. Так давайте же и поднимем за это бокалы.