Охота на "экстремистов": что делать, если к вам пришли с обыском

Обыски, как и обвинения в экстремизме, стали, увы, обыденностью. Теперь дома опасно держать буквально все

Фото: // картина Васи Ложкина

Обыски – и у тех, кто протестует против действующей власти, и у тех, кто, к примеру, не хочет жить на свалке, и у тех, кто просто оказался в неподходящем месте – стали, увы, обыденностью. Теперь дома опасно держать буквально все. 

Во ФСИН кто-то не прав

Группу молодых людей из Пензы и Петербурга обвиняют в участии в сообществе «Сеть». Якобы они готовили волнения в стране и «занимались незаконным овладением навыков выживания в лесу и оказания первой медпомощи». От одного из фигурантов этого дела – Юлия Бояршинова – пришло известие: при этапировании у него изъяли книгу Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ!» Объяснили это тем, что «книгу можно использовать для вербовки и пропаганды в интернете» (притом что обладатель трактата уже находится под стражей).

Книга между тем посвящена лженауке и анализам причин, по которым люди верят во всякую ерунду вроде гомеопатии. По словам Аси Казанцевой, в этом смысле книга подходит для пропаганды. Критического мышления и научного метода. 

– Не нужно искать злонамеренность в том, что можно объяснить глупостью, – прокомментировала она изъятие книги.

Впрочем, на задней обложке напечатан отзыв Навального. Он пишет, что они с автором делают общее дело: призывают отказаться от слепой веры телевизору. По нынешним временам такое и впрямь представляет опасность для системы.

А что читаем?

Против школьного учителя из города Кромы Орловской области Александра Бывшева на днях было заведено уже шестое (с 2014-го) уголовное дело. Пока неизвестно, за какое именно стихотворение, но известна статья – ч. 2 ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Бывшев пережил не один обыск с неизменным изъятием ноутбука как орудия преступления. Но однажды ему удалось избежать этой процедуры. В феврале 2016-го его пригласили в местное отделение полиции «на беседу».

– Мне сказали, – говорит Бывшев, – у органов есть информация, что несколько месяцев назад я по интернету заказал себе книгу. Их интересовало, какую именно. Чтобы не давать повода проводить у меня очередной обыск, я честно признался: заказал книгу Феликса Лурье «Нечаев. Созидатель разрушения» из серии «Жизнь замечательных людей». Как я понял, это имя ничего не говорило полицейским. Пришлось прочитать им небольшую лекцию о видном деятеле революционного движения в России во второй половине XIX века.

На этом дело не закончилось. «Товарищей» вскоре заинтересовали чек с почтамта о приобретении товара и сама книга.

– Все это было сфотографировано, – продолжает поэт. – На вопрос: «Будете изымать книгу?» – я получил почти оптимистический ответ: «Пока нет».

«Свастика» от Гарри Поттера

В мае 2018-го начался процесс по делу организации «Новое величие». Суть такова: в кружок молодых людей, время от времени собирающихся и обсуждающих ситуацию в стране, внедрился агент ФСБ. Сам предложил создать организацию, сам написал устав, сам разоблачил. В итоге 6 человек оказались в СИЗО и еще 4 – под домашним арестом. Как государственные преступники, якобы задумавшие смену режима.

Обыск в доме Ани, самой юной фигурантки дела, которой на тот момент было 17 лет, начался по классической схеме. Звонок в дверь на рассвете, затем удары такой силы, что с потолка в коридоре посыпалась штукатурка. Поняв, что это не шутки, Аня выбросила в окно самый опасный, как ей казалось, предмет – значок с надписью «Навальный».

Семью загнали на кухню, незваные гости крушили все в доме. Неожиданно в дверях появился полицейский с Аниной коллекцией гербов факультетов из «Гарри Поттера» (Аня – большая поклонница этой серии).

– Эти значки полицейские назвали «свастиками», – рассказывает старшая сестра Ани, Анастасия. – Мы Ане их сами заказывали на Aliexpress. А их на полном серьезе описали и приобщили к делу!

По словам Анастасии, за месяцы, проведенные в СИЗО, у сестры обострились все заболевания и появились новые. В четверг, 9 августа, судья Дорогомиловского суда Рудакова оставила без изменений меру пресечения для Ани Павликовой. 15-го следствие попросило отпустить ее под домашний арест...

В прошлую среду вечером, одновременно с началом «Марша матерей» – акции в поддержку фигурантов дела «Нового величия», – на Москву обрушился настоящий тропический ливень с грозой и молниями во все небо.

Те, кого угораздило прийти без зонта, промокли до нитки в считаные секунды. Однако никто не дезертировал: несколько сот человек – и молодежь, и люди в возрасте, также к «Маршу матерей» присоединилось много мужчин, ибо «Отец тоже мать», как гласила надпись на футболке Дмитрия Быкова – прошли от Новопушкинского сквера до здания Верховного суда, чтобы потребовать свободы молодым людям, обвиняемым в создании ни много ни мало террористического сообщества и в намерении свергнуть действующую власть.

Многие несли в руках плюшевые игрушки. Поскольку акция была несогласованной, организаторы очень просили не приносить плакаты и не выкрикивать лозунги. К этому многие отнеслись с пониманием, хотя для некоторых столь нарочитая деполитизация все-таки осталась непонятной.

– Дело «Нового величия» – глупость, направленная прежде всего на то, чтобы запугать молодых людей, – заявил мне известный правозащитник Лев Пономарев. – Как и дело «Сети», оно полностью сфабриковано ФСБ с целью подавить политически активную молодежь. И я очень рад, что «Марш матерей» все-таки состоялся.

Про запугивание, кстати, не пустые слова: за два дня до марша одному из его организаторов – актрисе Яне Трояновой – пришло предупреждение из прокуратуры «о недопустимости нарушения закона».

– Не знаю, как марш повлияет на судьбу Ани Павликовой и Маши Дубовик, потому что неизвестно, какая у них там логика, – говорит участница акции, на вид ровесница Ани. – Но, мне кажется, такие вещи оказывают влияние на сознание людей, они начинают задумываться над тем, что происходит.

– Такие вещи (как марш. – Ред.) более или менее бесполезные, но они создают резонанс, который влияет на аппарат, – считает политолог Глеб Павловский. – И иногда некоторым людям в итоге становится легче. Большего от этого ожидать нельзя. 

Здание Верховного суда оказалось фактически блокировано участниками марша. Люди заполнили обе стороны Поварской улицы и прилегающий сквер. Толпа скандировала: «Свободу!», «Детям не место в тюрьме!»

– Граждане, мероприятие закончено! – пытается перекричать протестующих полиция. – Ваша цель достигнута! Просьба разойтись!

К полиции внезапно присоединяются организаторы марша: одолжив у них громкоговоритель, они призывают участников расходиться, однако воззвание заглушают голоса марширующих. Ощущение, что женщины сами несколько испуганы тем, что получилось.

– Это не политическая акция, это свобода волеизъявления людей, – прокомментировала телеведущая и соорганизатор марша Татьяна Лазарева. – Они говорят то, что думают. И имеют на это право. К сожалению, мы не можем задействовать для этого все способы, но можем выходить на улицу. Хотя уже тоже не можем. И кричать тоже не можем. Пока я предлагаю всем разойтись, чтобы все остались целы. Думаю, тогда это будет хороший результат.

"Марш матерей" в Москве 15 августа: фоторепортаж

В этот раз обошлось без задержаний. Плюшевые ежики, единорожки и совята, которыми в итоге оказались увешаны все подъезды Верховного суда, выглядели довольно зловеще. Но произведут ли они такое же впечатление на тех, кто держит детей за решеткой, – вопрос открытый.

Неизвестно, среагировало ли следствие на «Марш матерей» или решило проявить великодушие. Так или иначе, 16-го суд изменил-таки меру пресечения Анне и другой девушке из «Нового величия» – Марии Дубровик.

Дела минувшие: тайны школьной тетради

Перед акцией протеста в квартирах Алексея Навального, Ильи Яшина, а также их родных прошли обыски по «болотному делу». У родителей Яшина изъяли его тетради с сочинениями за 6-й класс, компьютер, мамину записную книжку и блокнот с кулинарными рецептами. На вопрос оппозиционера, зачем, полицейские ответили: «Там есть цифры, которые могут оказаться паролем электронной почты».

полезные советы

Как присутствовать в интернете и не сесть?

Лучше не иметь аккаунтов в российских соцсетях и ничего в них не писать, поскольку спецслужбы ведут охоту именно там. По словам юриста правозащитной группы «Агора» Дамира Гайнутдинова, даже то, что год назад казалось безобидной шуткой, сегодня может стать поводом для возбуждения уголовного дела.

– Ваша фантазия никогда не поспеет за фантазией сотрудников Центра «Э» и спецслужб, – говорит правозащитник. – Список экстремистских материалов на сайте Минюста уже превысил 4,5 тыс. записей и продолжает разбухать.

Не запостили ли вы что-нибудь экстремистское?

Такие материалы заносятся в перечень Минюста, и за их распространение вменяется ст. 20.29 КоАП. Проверяйте там материал перед публикацией.

К слову, этого может быть недостаточно для того, чтобы не попасть под «раздачу» статей УК, касающихся наказания за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282) или за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2). Дело в том, что формулировки состава преступления в этих статьях очень расплывчаты.

Как не оскорбить чувства верующих?

Поводом для преследования могут послужить любые насмешки над религией и ее служителями. 

мнение эксперта

Адвокат Иван Павлов, руководитель правозащитного объединения «Команда 29»:

Кто в группе риска?

Сейчас группа риска расширилась до всего населения. Ни у кого нет никаких гарантий, что завтра у тебя не возникнут проблемы с УК. Просто ты – пользователь сети интернет и что-то лайкнул или репостнул. Найти эксперта, который потом скажет, что написанное носит экстремистский характер, не составляет труда.

Самые опасные места в интернете

Наибольшее количество уголовных дел по лайкам и репостам связано с публикациями в соцсети «В контакте». Те, кто пользуется российскими почтовыми сервисами, тоже уязвимы: для спецслужб они – дом родной.

Что делать, если к вам пришли с обыском

С обыском сейчас приходят в основном за источниками и носителями информации: компьютеры, телефоны, любые накопители. Есть много памяток по информационной безопасности. С ними лучше ознакомиться заранее.

– Нужно поставить надежный пароль на вход в компьютер и зашифровывать все, что на нем содержится, – есть соответствующие программы. Нельзя использовать чужую технику и пиратское ПО.

– Помните: у вас есть право на адвоката и право молчать. Адвоката – это азбучная истина – следует найти заранее. Если его пустят, он вас поддержит.

– Нужно найти общий язык с понятыми, чтобы они понимали, что должны зафиксировать все происходящее.

– И у вас самого в руках должен быть блокнот, где следует фиксировать все действия следственной группы. Чтобы буквально каждая мелочь была занесена в протокол, который обычно составляется в конце. Если вас лишают возможности это делать, это можно обжаловать.

Вы имеете право:

– не свидетельствовать против себя и своих близких, а также не сообщать следователю пароли от компьютеров и мобильных устройств (ст. 51 Конституции РФ);

– потребовать неразглашения обнаруженных во время обыска подробностей вашей частной жизни, личной и семейной тайны;

– потребовать предъявления предметов, которые хотят изъять;

– занести замечания в протокол;

– получить копию протокола обыска.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №32-2018 под заголовком «Поскреби любого — найдешь экстремиста».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика