«Готовить мигрантов к жизни в России нужно ещё до того, как они пересекли границу»: эксперт назвал меры, необходимые для культурной адаптации приезжающих
Борис Панич, глава фонда, работающего с мигрантами, ответил на резкие высказывания депутата Госдумы Александра Хинштейна, которые многие посчитали ксенофобными
На минувшей неделе депутат Госдумы, председатель комитета по информполитике Александр Хинштейн подвергся критике за ксенофобные высказывания в адрес мигрантов.
В своём телеграм-канале он прокомментировал инцидент в самарской школе, где трое мальчиков 9-11 лет – уроженцы среднеазиатских республик – избили восьмилетнюю девочку. К решению конфликта в том числе были привлечены социальные службы и номенклатурно-примирительные мероприятия прошли успешно. Но по факту издевательства продолжились, а администрация учебного учреждения, по словам отца, бездействовала.
- Депутат Госдумы РФ от Самарской области Михаил Матвеев утверждает, что в школе, где произошёл инцидент, число детей-мигрантов выше, чем русских – 60%.
Отец школьницы обратился к депутату Хинштейну и тот взял ситуацию под контроль. В итоге школьные агрессоры были переведены на учёбу в другое здание и более не будут пересекаться со своей жертвой.
Постфактум эту историю Александр Хинштейн прокомментировал так:
«Эта история подняла крайне важную и больную проблему, актуальную, увы, не только для Самары. В ряде школ (особенно на окраинах) очень высокая концентрация детей мигрантов. Многие из них (как и родители самарских драчунов) получают российское гражданство, но их дети - при этом плохо говорят по-русски и ведут себя порой совершенно недопустимо. Вопрос не в национальной, а именно в цивилизационной принадлежности. В России, как правило, приезжают за лучшей жизнью отнюдь не лучшие представители своих народов. Это зачастую, не врачи, музыканты или доктора наук, а малограмотные, не имеющие специальности люди, готовые работать буквально за тарелку похлёбки»
«Он зиганул при написании? Зиганул же?» – иронизировала над сообщением телеведущая Ксения Собчак.
«Собеседник» попросил прокомментировать такую интерпретацию проблемы от депутата Александра Хинштейна директора «ПСП-фонда» Бориса Панича.
- «ПСП-фонд» с 2004 года работает над проблемами, связанными с миграционными процессами, повышением уровня толерантности в обществе и расширением межнационального диалога.
Конфликт с мигрантами – не обязательно межнациональный конфликт
«Важно понимать, что сам факт участия в конфликте, как между детьми, так и между взрослыми, представителей разных национальностей не делает его автоматически межнациональным, – объясняет Борис Панич. – В основе таких конфликтов в подавляющем большинстве случаев лежат не национальные, а бытовые или личностные разногласия.
В России, как и в других странах, в последнее время идет рост преступности и насилия в подростковой среде и основная часть таких преступлений совершается не детьми мигрантов, а местными российскими подростками (кстати, это относится и ко «взрослой» преступности – по официальной статистике МВД процент преступлений «на душу населения» среди мигрантов ниже, чем среди местных). То есть проблема подросткового насилия существует, но придавать ей преимущественно миграционный, межнациональный характер некорректно».
Распределять количество детей-мигрантов нужно, но этого недостаточно
При этом глава некоммерческой организации отмечает, что опускать проблему социальной адаптации мигрантов – как детей, так и взрослых – нельзя:
«Если в отдельных школах и классах оказывается высокий процент детей, плохо владеющих русским языком, это может создавать дополнительные проблемы. (Кстати, надо отметить, что ключевым моментом здесь является не национальность или миграционный статус, а именно уровень владения языком – с уровнем владения языком и готовностью принимать местные традиции и нормы поведения часто бывают проблемы не только у внешних мигрантов, но и у приехавших из других регионов России.
В этом контексте специалисты говорят не о детях-мигрантах, а о детях-инофонах, то есть о тех, для кого русский язык не является родным. Именно незнание русского языка часто является причиной обособления от местных детей, создания замкнутых групп, в которых можно общаться на родном языке», – объясняет Борис Панич. Эксперт настаивает, что в этой ситуации именно присутствие детей-мигрантов в школах и детсадах влияет на адаптацию иностранцев в принимающей обществе:
«Да, важно регулировать равномерное распределение детей-мигрантов по разным школам, возможно, установив их предельный возможный процент среди учащихся. Необходимо создать систему дополнительных бесплатных занятий по изучению русского языка, разработать необходимые методические пособия, обучить преподавателей необходимым навыкам не только в языковой сфере, но и в сфере организации работы с детьми в многонациональном коллективе.
Конечно, это потребует дополнительных затрат, но важно понимать, что эти усилия служат, в первую очередь, обеспечению социальной стабильности и развитию отдельных регионов и России в целом».
Борис Панич констатирует, что на уровне основных документов, регламентирующих государственную национальную и миграционную политику, признаётся, что сейчас Россия нуждается в миграционных потоках. Поэтому говорить об адаптационных программах не менее важно, чем о привлечении иностранной рабочей силы.
Мигранты уже не работают «за тарелку похлёбки»
Глава «ПСП-фонда» подтверждает слова Александра Хинштейна, что в основной массе миграционные потоки в России составляют люди, не имеющие высшего образования:
«Приезжают, конечно, и представители интеллигенции, но их количество сравнительно невелико и им часто всё равно приходится работать не по имеющейся специальности на работах, не требующих высокого профессионального уровня.
Но в экономике России за счёт миграционных потоков преимущественно закрывается потребность в низкоквалифицированной рабочей силе. Мигранты трудятся на рабочих местах, на которые либо не идут россияне, либо просто не хватает рабочих рук по демографическим причинам. Кстати, представления о том, что мигранты готовы работать «за тарелку похлёбки» сильно устарели – зарплаты мигрантов приближаются к средним по регионам».
Мигранты привлекаются работодателями в большинстве случаев не потому что это дешевле, а потому, что часто некому работать, утверждает эксперт. Это показали проблемы с нехваткой рабочих рук во многих отраслях в период пандемии, когда многие мигранты просто не смогли приехать в Россию.
Тестирования мигрантов на въезде в Россию – формальны
Борис Панич отмечает, что проблема межкультурной дистанции между мигрантами и россиянами менее острая, чем в Европе – сказывается общее историческое прошлое стран ЕАЭС и СНГ. Но это не отменяет необходимости готовить иностранцев к внедрению в российское общество:
«Необходимо улучшать качество предвыездной подготовки мигрантов в странах их происхождения, с другой – требовать знания русского языка, российского миграционного и трудового законодательства, как необходимого условия для получения разрешительных документов на работу в России.
К сожалению, существующие сейчас механизмы прохождения мигрантами соответствующего тестирования для получения патента во многом носят формальный характер. Если бы такие знания действительно стали необходимым условием для работы в России, у мигрантов появились бы дополнительные стимулы и для изучения русского языка, и для качественной подготовки к поездке в Россию»
, – говорит Панич и предупреждает, что без подобной работы Россия чаще будет сталкиваться с анклавами неадаптированных членов общества, а сами мигранты будут более подвержены рискам попасть в руки злоумышленников.
Что Борис Панич предлагает для культурной адаптации мигрантов в России:
- языковые курсы
- курсы правовой грамотности
- совместные культурные мероприятия с представителями местного населения
- создание тематических интернет-ресурсов
Также эксперт напоминает, что с недоброжелательным отношением со стороны принимающего общества адаптация прибывающих в Россию иностранцев окажется ещё более сложной:
«Важно, чтобы у россиян были объективные представления о мигрантах и миграционных процессах – не только о существующих проблемах (часто преувеличиваемых), но и о том, для чего миграция нужна России и отдельным регионам, какую пользу мигранты приносят».