Сроки за репост: интернет-инквизиция доказывает свое право на жизнь

Тысячи осуждены за лайки и репосты, число таких дел растет. Что ситуация вышла из-под контроля, признают даже в Думе

Фото: В России тысячи человек осуждены за лайки и репосты // фото: Global Look Press

«Найди цель – ресурсы найдутся», – говорил Махатма Ганди. Сегодня он мог бы поменять фразы местами. Особенно если бы посмотрел на российскую практику преследования пользователей соцсетей.

В стране тысячи человек осуждены за лайки и репосты и число возбуждаемых дел с каждым годом растет. Под статьи УК за невинные шуточки про власть или церковь попадают совсем случайные люди. Ситуация вышла из-под контроля, признают и депутаты Госдумы, и Верховный суд.

(Тем не менее 13 сентября комитет Госдумы не поддержал законопроект о декриминализации ответственности за репосты в сетях — прим. ред.)

Свое решение на днях предложил спецпредставитель президента по цифровому развитию Дмитрий Песков. Тезка пресс-секретаря Кремля выступил с инициативой введения специализированных судов для рассмотрения дел за крамольные картинки и записи.

На первый взгляд идея разумная. Судьям действительно нелегко разобраться в подобных делах. Не хватает элементарных знаний о принципах функционирования соцсетей. Какие-то «стены», «паблики». Если мантию наденет человек, который и сам не прочь запостить мемасики, как минимум трагичных ляпов можно будет избежать. Однако есть один существенный риск: интернет-репрессии могут только усилиться.

Что означает еще один суд? Выделяемое на него бюджетное финансирование. Зарплаты секретарям, самим судьям. А траты из казны нужно ведь как-то оправдывать. Числом рассматриваемых дел, разумеется.

В свое время в каждом регионе создали центры по борьбе с экстремизмом. Сидят молодые офицеры, получают неплохие деньги, стаж до пенсии копят. Но вот проблема: в провинциальных городах нередко не то что реальных экстремистов нет, так даже оппозиционеры попрятались. Вот и приходится часами сидеть во «ВКонтакте», выискивая крамолу там.

В последние годы в России вряд ли стало больше сетевых радикалов. Скорее наша интернет-инквизиция стала активнее доказывать свое право на жизнь.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №35-2018 под заголовком «Интернет-инквизиция».

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика