Кинозвезды порадовались за Навального и "воскресили" Гайдара
Победителями свободолюбивой премии "Ника" стали два Андрея Сергеевича
Победителями «Ники» стали два Андрея Сергеевича.
Кинопремия «Ника» в этом году обскакала «Золотого орла». Несмотря на то, что церемония проходила в разгар Московского кинофестиваля, старейшая кинопремия страны прогремела мощно и ярко, не забыв о своем привычном уже вольнодумстве и свободолюбии.
Президент «Ники» Андрей Кончаловский стал и главным ее триумфатором: в разных номинациях побеждали его фильмы «Дорогие товарищи!» и «Грех». «Товарищам» достался и Гран-при за лучший фильм. Но интрига состояла совсем не в этом.
Дорогой товарищ
Поскольку призы вручали за два года (в 2020-м «Нику» пришлось отменить из-за пандемии), церемония затянулась. Выйдя получать главный приз уже в первом часу ночи, Андрей Сергеевич неожиданно произнес:
– Этот приз должен был получать Алишер Усманов. Он удивительный человек. Я с ним сделал несколько картин. Он не инвестор, а меценат: расстается с деньгами, чтобы посмотреть, что получится. Это дорогого стоит.
Кончаловский пытался убедить аудиторию в величии поступка миллиардера, но сама «Ника» по традиции пульсировала в противоположном направлении – на предмет роста давления государства на общество. Самым смелым (или радикальным, кому как) оказалось выступление 84-летней Елены Стишовой, киноведа. Она получила приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» из рук своего ученика, а теперь и начальника в редакции журнала «Искусство кино» Антона Долина.
– Я разделяю мнение с группой кинокритиков, которые воспользовались своим конституционным правом вручить приз за лучшее документальное расследование Алексею Навальному. Я горжусь, что мы это сделали, – сказала Елена Михайловна, вспомнив дерзкого «Белого слона» двухнедельной давности, вызвав овации зала и ехидное бурчание бессменного модератора «Ники» Юлия Гусмана, который ежегодно сетует на трудности с финансированием церемонии: «А как все хорошо начиналось…»
Так вот, интрига состоит в том, что Кончаловский, как мы помним, отказался от того самого «Белого слона», на котором был награжден Навальный. Долин подтрунивал над режиссером (мол, Андрей Сергеевич то соглашается, то внезапно передумывает, и надеемся, он передумает снова, а приз его будет ждать в редакции «Искусства кино»). А у Усманова был серьезный конфликт с Навальным четыре года назад, и Андрей Сергеевич оказался единственным номинантом, кто две недели назад повернулся к «Слону» задом.
Такой сложный бэкграунд привел к тому, что Кончаловский и на своей церемонии оказался «не в тренде», в отличие, кстати, от собственного фильма о расстреле протестующих советских рабочих советской властью в 1962 году.
Зато абсолютно гармонировал и во многом определял атмосферу «двойной» «Ники» ее второй триумфатор – Андрей Сергеевич Смирнов. За своего «Француза», который тоже стал бальзамом на душу всем, кому сегодня в России не хватает кислорода, он получил такой же приз – «Лучший фильм», только по итогам 2019 года.
– В моем фильме не участвовало Военно-историческое общество (Владимира Мединского. – К. Б.), – сказал режиссер, получив за это аплодисменты.
– Нет взрывов патриотизма. Фильм посвящен памяти крупнейшего диссидента и проникнут соответствующим духом. И то, что большинство кинематографистов, моих дорогих коллег, сочли возможным разделить такое чувство к этому фильму, свидетельствует об их гражданской зрелости.
Воскрес Егор Гайдар
Да что тут говорить, если в самом начале праздника непослушания включили видео с покойным Егором Тимуровичем Гайдаром. Ту речь он держал перед академиками в 1994 году.
– У нас было много государственно поддерживаемого искусства, проклинающего государство, преклоняющегося перед ним, – говорил Гайдар гражданам России 2021 года. – Единственное, чего у нас было мало, это отстраненного от государства искусства. И вот что хотелось бы сделать – чтобы в нашем обществе было меньше государства.
– Большая честь выступать после слов Егора Гайдара, – продолжал (уже живьем) вышедший вручать призы за документальное кино Алексей Кудрин, бывший вице-премьер, а ныне глава Счетной палаты России. – Он произнес их 30 лет назад. Я бы сегодня подписался под каждым его словом. Государство у нас часто внедряется в творческую жизнь, и, может быть, нужно этого поменьше.
Опасения за наступление государства на свободы, права и политическую конкуренцию волновали и других участников церемонии – Михаила Сегала (лучший сценарий 2020 года за фильм «Глубже!»), Дмитрия Глуховского (лучший сценарий 2019-го за фильм «Текст»), Геннадия Островского (лучший телефильм 2020-го – «Волк»), каждый пытался в меру сил и понимания уместности высказаться.
Более опытные мэтры тоже тянулись поддержать непослушание любимого сообщества, но вынуждены были формулировать свою гражданскую тревожность более обтекаемо и робко.
– Мне жаль, что отца нет в живых, – сказал Леонид Ярмольник. – Мы с ним спорили о Сталине, о Хрущеве, о Брежневе… И сейчас мне есть о чем с ним поспорить.
Но со сцены спорить ни с кем Леонид Исаакович не захотел, и весело-находчивый Гусман съязвил в своем стиле:
– Обратите внимание, как грамотно Ярмольник остановился на Брежневе! Верность системе дает счастье богини победы!
Итог подвел еще более «системный» Алексей Учитель:
– Сколько ни хожу на другие премии, но какая-то атмосфера искренности только здесь.
Вот это уж точно.
От Ефремова до Паля
Был у этой «Ники» и еще один шлейф – криминальный. Тридцать лет церемонию открывали фельетоны Дмитрия Быкова в исполнении Михаила Ефремова. «Наш любимый актер находится сейчас в местах не столь отдаленных», – вынужден был сообщить Гусман известную всем безрадостную новость-старость.
Прикрыть артиста вызвался сам Дима Быков, у которого на руках был крохотный полугодовалый сын. С ним-то он и сравнил нынешнего идеального гражданина: «Не протестант, не тролль, не воин, глубинный правильный народ. Покуда кормят, он доволен. Еда закончилась – орет».
Девятикилограммовый малыш как раз заорал во время выступления. Причем, по словам Гусмана, «во время репетиций, а их было 52, ни разу не заплакал».
Замена Ефремова была плановой. Но ближе к финалу церемонии стали приходить тревожные новости от телеграм-каналов по поводу того, что буквально только что в историю вляпался актер Александр Паль: что он, дескать, сильно избил бывшего хоккеиста Кевина Антипова. Паль должен был получать на «Нике» приз за лучшую мужскую роль (фильм «Глубже!»). Вместо него вышла продюсер картины, забрала его «Нику» и сказала: «Александр, к сожалению, не смог доехать, но он заслужил».
Лауреаты
2019
- Лучший фильм – «Француз»
- Лучший режиссер – Андрей Смирнов («Француз»)
- Женская роль – Самал Еслямова («Айка») и Виктория Мирошниченко («Дылда»)
- Мужская роль – Леонид Ярмольник («Одесса»)
- Сценарий – Дмитрий Глуховский («Текст»)
- Лучший ТВ-фильм – «Шторм»
2020
- Лучший фильм – «Дорогие товарищи!»
- Лучший режиссер – Андрей Кончаловский («Дорогие товарищи!»)
- Женская роль – Чулпан Хаматова («Доктор Лиза») и Юлия Высоцкая («Дорогие товарищи!»)
- Мужская роль – Александр Паль («Глубже!»)
- Сценарий – Михаил Сегал («Глубже!»)
- Лучший ТВ-фильм – «Волк»
- Приз «За вклад в кинематограф» – Леонид Шварцман (получил за коллегу Юрий Норштейн)
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2021 под заголовком «Кино просит свободы».