Иосиф Райхельгауз: Театральной премии Минкульта надо заслужить доверие
Минкульт будет награждать «правильные спектакли»: учреждена новая театральная премия «с воспитательным уклоном»
Минкульт будет награждать правильные спектакли. В России учреждена новая театральная премия «с воспитательным уклоном».
Постановление уже подписано, но названия у премии пока что нет. Возможно, учреждена она «в противовес» строптивой, несговорчивой «Золотой маске» — самой авторитетной театральной премии в России.
Дело в том, что все последние годы у ведомства под управлением Владимира Мединского отношения с дирекцией «Золотой маски» постепенно портились, и пару месяцев назад Минкульт объявил, что уходит из состава учредителей премии. Одновременно с этим из министерства «утекла» информация о том, что скоро государство учредит свою премию. Вот, собственно, она и подоспела.
Давать призы — всего будет три, и каждый по три миллиона! — будут за постановки по произведениям русской классики, рассчитанные на детей, подростков и юношество. То есть за те постановки, которые, с точки зрения чиновников, будут правильно воспитывать подрастающее поколение. В конкурсную комиссию войдут уполномоченные Минкультуры РФ.
В «скрепоносном» уклоне новой премии как-то не приходится сомневаться, несмотря на то, что критерии отбора лучших пока не расписаны досконально. Как не приходится и сомневаться, что, например, постановки Кирилла Серебренникова «Мертвые души» и «Обыкновенная история» этих премий не увидят. Постановки Константина Богомолова «Чайка», «Три сестры» и «Карамазовы» — тоже наверняка могут не беспокоиться.
О своем отношении к новосозданной премии на рассказал Иосиф Райхельгауз, режиссер и худрук «Школы современной пьесы»:
— Театральные премии — как и премии вообще в искусстве, образовании, науке, медицине — это дело очень хорошее. Они стимулируют. Каждый творческий человек нуждается в том, чтобы его работу видели, сравнивали и отмечали. Особенно в этом нуждаются театральные люди, которые всегда озадачены количеством аплодисментов и хороших рецензий. И особенно — русская театральная провинция, которая сегодня загнивает под ярмом так называемого «директорского театра», поскольку жизнь большинства театров России определяется малообразованными и несведущими в театральном искусстве директорами.
В общем, премия — это хорошо. Но самый главный и вечный вопрос: а судьи кто? Любая премия нуждается в жюри, которому большинство театральных деятелей будет доверять. Если меня, мои спектакли, к примеру, будут судить Римас Туминас, Дмитрий Крымов, Анатолий Васильев, Евгений Писарев, Сергей Женовач — мои коллеги, творчество которых я сам ценю и уважаю, то я буду понимать, кто и за что дал или не дал. Главное, чтобы судьями не были ангажированные критики, которые берут взятки. Взятка — это ведь не обязательно конвертик с деньгами. Взятка — это и приглашение на хороший ужин, это поездка с театром на зарубежные гастроли, чем не брезгуют никакие критики.
Словом, премии тоже надо заслужить доверие. А если она определяется административным ресурсом — «этому либералу не даем, а этому ватнику даем, гею не даем, державнику даем», — тут все, до свидания. Опасаюсь, что новая премия будет вручаться театру из Н-ска, директор которого лучше всех примет жюри — сводит в сауну с артистками и устроит ресторан с икрой. Это всё известные способы, — заключает Иосиф Райхельгауз.