Иосиф Райхельгауз: Малый театр понимает, что Мединскому будет приятно
Худрук «Школы современной пьесы» — о репертуарной политике и о постановке пьесы министра культуры Малым театром
Худрук «Школы современной пьесы» — о репертуарной политике и о постановке пьесы министра культуры Малым театром.
Государственный академический Малый театр ставит спектакль по роману «Стена» министра культуры Владимира Мединского. Художественный руководитель театра Юрий Соломин считает, что тема романа злободневная, хотя речь там идет о Смутном времени и об обороне Смоленска от поляков в начале XVII века. Министр уже заявил, что отказался от гонорара за постановку, так как театр находится в подчинении Минкульта.
Как пишет РБК, премьера состоится в мае. «Стена» была написана Мединским в 2012 году, и в 2013-м ее поставили в Смоленске, а в 2016-м ее экранизировал Дмитрий Месхиев, но тогда Мединский был недоволен экранизацией. Пару лет назад пьесу (по инсценировке Юрия Полякова) начал ставить «доронинский» МХАТ им. Горького, но умер режиссер постановки Валерий Белякович.
И теперь вот Малый театр — крепчайший оплот образцовой классики — вдруг решил поднять выпавшее из рук МХАТА им. Горького знамя и поставить-таки роман министра культуры. «Что это за "прогиб" такой?» — напрямую спросил Sobesednik.ru у Иосифа Райхельгауза, художественного руководителя театра «Школа современной пьесы».
— Сразу скажу, что я произведение министра не читал и что оно из себя представляет, судить не могу. Но таких ситуаций мы знаем множество — вспомните хоть брежневскую «Целину» и «Малую землю», которые, кстати, Малый театр тоже ставил.
— Ну так то Брежнев, целый генсек, а тут министр, причем не первый.
— Конечно Брежнев, но тем не менее он тогда находился в гораздо большем маразме, чем сейчас любой министр.
Поймите, я очень уважаю Малый театр и я не хочу обижать Мединского, но ничто человеческое даже министрам не чуждо. Конечно, ему приятно, чтобы Малый театр поставил, а Малый понимает, что министру, который им руководит, приятно. К большому сожалению, поскольку наша страна сегодня живет в полнейшем беззаконии, человеческий фактор срабатывает очень сильно. Обидишь кого-то случайно в публичном высказывании — и сразу это почувствуешь: гастролей не будет или денег на какой-то проект не дадут. Поэтому для меня в факте таких постановок ничего удивительного и, к сожалению, ничего необычного. А мы не помним, как целый МХТ [им. Чехова], либеральный и демократический, которым руководит мой любимый Олег Павлович Табаков, не так давно ставил «Околоноля» [по одноименному роману Натана Дубовицкого; по слухам, под этим псевдонимом скрывается Владислав Сурков]? И ставил его Кирилл Серебренников, замечательный режиссер...
По большому счету, у меня нет к этому никакого отношения, но я горжусь тем, что за всю свою профессиональную жизнь никогда не ставил заказных спектаклей. Посмотрите, как замечательно ведет репертуарную политику директор Большого театра Владимир Урин! А в Малом театре, к огромнейшему сожалению, давно уже каменный век и анахронизм, оттуда надо вытягивать пыль всеми пылесосами. Это особенно обидно [потому], что в свое время Малый был наисовременнейшим театром, — считает Иосиф Райхельгауз.