Мороз не убивает коронавирус: вирусолог призвал носить маски зимой даже на улице
Профессор Центра Гамалеи заявил Sobesednik.ru, что риск заразиться COVID-19 в холодное время года гораздо выше, чем летом
Профессор Центра Гамалеи заявил Sobesednik.ru, что риск заразиться COVID-19 в холодное время года гораздо выше, чем летом.
Накрывший всю Центральную Россию холод заставил россиян задаться вопросом, как мороз влияет на коронавирус. Низкие температуры убивают ковид или нет? И как действует на эту инфекцию, наоборот, жара? Об этом нам рассказал Анатолий Альтштейн, профессор-вирусолог Центра имени Гамалеи.
– С морозами всё сложно. Они наносят двойной, а то и тройной удар во время эпидемии, – рассказал вирусолог.
Морозы заставляют людей скапливаться в помещениях, это означает большее количество контактов, что способствует развитию эпидемии.
И мы видим, что по мере похолодания, начиная с октября месяца, у нас эпидемия всё время поднималась. В праздничные дни данные статистики были несколько ниже, но посмотрим, что будет дальше. Так или иначе, я считаю, что у нас примерно с ноября идёт зимнее плато. Колебания в пределах нескольких тысяч для такой огромной страны, как Россия, это не такое уж большое значение.
Очень важно, что у нас уже началась вакцинация. Хотя пока ещё это на заболеваемость повлияло, но если будем продолжать, то тут у нас появляется хорошая перспектива.
С другой стороны, люди совершенно напрасно перестали носить маски на улице, – считает Альтштейн. – Дело в том, что как раз зимой коронавирус чувствует себя чудесно – как в тёплой ванне.
Холод на вирус оказывает только положительное действие. В том смысле, что вирус лучше сохраняется при низких температурах. Мы же храним этот вирус для исследований именно в заморозке. Так что холодом ковид не испугаешь. Его можно испугать только солнечным светом, потому что ультрафиолет его убивает, и летней жарой, потому что при температуре +30 градусов вирус хуже сохраняется, чем при температуре 0 градусов.
Так что зима работает на вирус. Мало того, зимой у людей иммунитет сам по себе может быть несколько снижен.
– То есть ждем весны-лета с ещё большим нетерпением?
– Да. Прошедшим летом мы уже видели значительный спад заболеваемости. И думаю, что в этом году уже в конце весны будет примерно такая же ситуация – мы получим, скорее всего, хороший спад.
– Вы хотите сказать, что к лету этот кошмар все ещё не кончится?
– Да, боюсь, что это так. И тут я, как вшивый о бане, говорю снова о вакцинации! Важно, чтобы люди с доверием относились к вакцине и чтобы она была сделана в достаточном количестве. Только это даст надежное снижение эпидемии.
– Анатолий Давидович, ну уж тогда давайте начистоту. Недоверие к вакцине происходит не от того, что вакцина какая-то не такая. Она не хуже зарубежных аналогов. Это, возможно, происходит отчасти из-за общей неграмотности, а отчасти от недоверия к тому, что делают и говорят наши власти. И уж коль скоро наши власти принялись за промоушен вакцины, это действует только во вред вакцинации. Да и Владимир Владимирович Путин мог бы привиться, чтобы показать пример своему народу, как это сделали лидеры ведущих стран.
– Это двоякий вопрос. С одной стороны, возникает недоверие у людей, и это правда. Но самой вакцины бы и не было без отношения к ней власти. Только благодаря тому, что власть очень серьезно поддержала разработку вакцины, она стала успешной и дошла до серьёзного практического применения. Вы думаете что, это было так просто? Это же всё очень дорого! И дорого, и сложно.
Здесь нужно было принимать меры чрезвычайного характера, и только власть могла это сделать. Это и оборудование, нужное для производства вакцины, и среда, которая необходима для ее производства. И все эти закупки сделаны благодаря только государственной поддержке и межгосударственному сотрудничеству.
И я думаю, что Владимир Путин провакцинируется, конечно.
А потом, извините, пожалуйста, Путин – большой специалист в политике, а в вирусологии и в самой болезни он не специалист, и его отношение в этом смысле не имеет значения.
Самое главное, что власть действительно очень помогла в разработке и создании вакцины от коронавируса. Без поддержки власти это было бы невозможно.