России санкции - как пена от пива
В июне группа Carlsberg объявила, что нашла покупателя на российские активы (завод «Балтика») и подписала с ним соглашение. А в июле завод был передан во временное управление Росимущества. Поэтому на днях Carlsberg объявил, что его бизнес украли.
Это не первое подобное заявление о краже, но голос известной компании прозвучал очень громко.
Передача во внешнее управление – формально не национализация и не изъятие. Это – лишение собственников оперативного управления. Теоретически им оставляют шанс получить свои активы обратно, если ситуация изменится. В любом случае возникает вопрос: а кто будет управлять активами и с какой эффективностью? Грубо говоря, сохранятся ли они или будут просто разбазарены?
Что касается ситуации с Carlsberg, на самом деле ничего экстраординарного не произошло. Всего лишь продолжение санкционной войны, как говорится, любыми доступными средствами. В целом иностранцам давно понятно, что в России крайне неблагоприятный для них инвестиционный климат. И произошедшее – еще один кирпичик в стену, которая будет стоять в будущем на пути иностранных инвестиций в страну.
Думаю, история закончится так: Carlsberg подаст в западный суд и с большой долей вероятности выиграет его. Не исключено, что присужденные фирме деньги спишут из средств, замороженных у России на Западе. Возможно также наложение ареста и последующее изъятие по решению суда других российских активов. Так, скажем, было со швейцарской компанией Noga в конце 1990-х – начале 2000-х, когда арестовывали российские корабли, самолеты и т.д.
Есть и параллельные истории: у наших олигархов на Западе сейчас тоже замораживают активы, и они подают иски в зарубежные суды.
Другой аспект санкционной войны: в России введено ограничение на вывод средств западными компаниями. Это означает, что даже если продажа их активов состоится, то деньги после уплаты огромных налогов будут заморожены на специальных счетах типа «С» или «И».
Напомню, что среди замороженных на Западе активов россиян есть и средства частных инвесторов. В частности, это ценные бумаги в Euroclear. И это, надо сказать, абсолютно скандальная история. Потому что владельцы таких бумаг и денег не находятся под санкциями и это частная собственность. Но тем не менее Euroclear счел возможным заморозить их активы (кстати, заработав на них рекордную прибыль по итогам 2022-го).
На днях я был на круглом столе, где обсуждали, как вернуть эти активы собственникам. Адвокаты предлагают получать индивидуальные лицензии на вывод активов в ведомствах в Бельгии и/или подавать иски в российские суды с требованием компенсировать потери теми средствами, которые есть у Euroclear в России. Конечно, это несопоставимые суммы, но для кого-то может сработать.
Минфин РФ недавно дал разъяснение по запросу адвокатов: счета типа «И» неприкосновенны, а вот насчет счетов «С» можно подумать... То есть по какой-то части активов после долгих судебных процедур может произойти размен замороженных активов за рубежом на замороженные активы в РФ.
Андрей Нечаев, экс-министр экономики РФ