Дети хайпа. Как рэпер Моргенштерн выбился из пародистов в рейтинг Forbes

Рассказываем, кто такой Моргенштерн, ни одна песня которого не обходится без мата, и почему его хейтеров больше, чем почитателей

Фото: Алишер Моргенштерн // фото в статье: соцсети

Рассказываем, кто такой Моргенштерн, ни одна песня которого не обходится без мата, и почему его хейтеров больше, чем почитателей.

Многие его любят, но еще больше ненавидят. Его трудно перепутать и невозможно развидеть. На мате он поет о бабках, тёлках и тачках, любит цепи и «гуччи», но он намного глубже, чем может показаться родителям тех подростков, которые залипли на его песни.

Из пародиста в объект пародии

Всего за три года Алишер Моргенштерн превратился из обычного видеоблогера в популярного и богатого рэпера; из полненького мальчика из Уфы с розовыми дредами – в подкачанного плохиша с острыми скулами и татуировкой «666» на лбу. С такой внешностью хоть сейчас в Голливуд на съемки фильма о бандитос.

Моргенштерн – это не яркий псевдоним, как можно подумать, а фамилия матери-предпринимательницы Алишера Валеева, которую он взял в 14 лет. Фамилия, кстати, говорящая – как раз для шоубизнеса: в переводе с немецкого означает «утренняя звезда», а еще это холодное ударно-дробящее оружие, шарик с шипами на веревке, которым Уму Турман в «Убить Билла» мочила девочка-психопатка.

Мама воспитывала Алишера одна, нужды он не видел, но, по его словам, раскрутился без ее вложений. Парень с 7 лет писал стихи, с 11 сочинял рэп и играл в рок-группах.

Отношения с девушками, алкоголем и наркотиками у Алишера, как у многих подростков, начались рано. После школы Алишер поступил в педагогический университет, но был отчислен (по одной из версий, на практике в школе он занялся сексом с ученицей и записал это на видео). Моргенштерн играл в уличном переходе, записывал треки и видео для отечественных рэперов. Однажды там судьба свела его даже с Иваном Дреминым (рэпер Фейс).

Прославился уфимец тем, что стал снимать пародии на рэперов, он утверждал: то, что делают рэп-музыканты, настолько примитивно, что он на раз-два может это повторить. Его проект на ютубе назывался «ИзиРэп» и набирал миллионы просмотров.

– Он стал давать концерты со своими пародиями, – рассказывает музыкальный критик Олег Кармунин. – А потом стал сам писать песни – и так из человека, который пародирует, превратился в объект своих пародий, получился перевертыш, круг замкнулся. При этом он, наверное, это прекрасно понимает и относится к себе и своей музыке с иронией. Многие рэперы ведут себя серьезно, а он делает это довольно весело, прикольно.

Куннилингус по-карнавальному

В клипе на песню «Пососи» Моргенштерн въезжает на территорию своего загородного дома на крутой тачке, разбрасывает пятитысячные купюры, имитирует секс с девушкой с выдающимися формами, как обычно, делает рожи и постоянно кривляется.

Это стёб и троллинг над богатыми детками, над рэперскими тачками, бабками, тёлками – атрибутами красивой жизни, – и самоирония, свойственная в принципе неглупым и наблюдательным.

Когда Моргенштерн дурачится, въезжает на сцену на «Мерсе» с номерами «666» и появляется на публике в дорогущем пиджаке на голое тело, и даже когда делает широкий жест, имитирующий куннилингус, – это смешно, прикольно, весело, дерзко, хайпово, эпатажно, больше того – это по-карнавальному, по-раблезиански. Без пошлости.

Но не всем это нравится, не все это понимают, и каждая его новая выходка, каждая новая провокация у публики вызывает волну хейта, на которую он и рассчитывает. Алишер неоднократно говорил в своих интервью, что его кормят его подписчики, его хейтеры. Ведь в интернете – больше их, а не сладких и добрых фанов.

Клип «Пососи» набрал 2,3 миллиона дизлайков, побив рекорд. В интернете хейт – двигатель популярности и бизнеса, и Алишер это знает, как никто другой. Когда в стране проводили митинги против домашнего насилия, в клипе он произносил слова: «Захочу – ударю, шаришь?» – и бил девушку по лицу.

Позже в интервью Моргенштерн заявил, что девушек он никогда не бил, но так было нужно: «Когда я делал этот финт – девочке по … –  преследовал не только цель сделать прикольно, ритмично и мелодично: во-первых, она плачет в тональность и ритм, и я бью ей в ритм. У меня была мысль: лишь бы феминистки начали на меня …»

Кстати

Маркетинг – и никакого мошенничества

Моргенштерн или те, кто помогает ему раскручиваться, прекрасно знают законы пиара. Поэтому Алишер часто записывает клипы и сотрудничает с другими звездами рэпа. Он успел поработать с самой популярной рэпершей Клавой Кокой, с Егором Кридом, Элджеем. Ну, или они успели поработать с ним.

C популярным рэпером Элджеем (слева)

«Умеет вовлекать публику в свою игру»

Публика любит, когда звезды рассказывают о своей жизни, делятся подробностями: на ком женился, что купил… Заметки о покупках шикующей блогерши Насти Ивлеевой собирают миллионы просмотров, как и песня Моргенштерна «Новый «Мерс». Все просто: купил первый «Мерседес» за четыре ляма, снял видео в автосалоне, порадовался, приехал домой и написал песню.

– Как человек с большой фантазией, не только музыкальной, Моргенштерн умеет вовлекать публику в свою игру, – говорит музыкальный критик Артур Гаспарян. – Вспомните его затею с превращением записи альбома «Легендарная пыль» в публичную акцию (записывался в прямом эфире. – Ред.). Он получил огромное количество прослушиваний. До того никто до такой идеи не додумывался.

Гаспарян отмечает банальность музыки песен Моргенштерна: «Но это традиционно для рэпа, где есть некие стандарты» – и хвалит текстовую подачу: «Текстовые подложки исполнены языком, который резонирует с его аудиторией, которой свойственна расхристанность»», «Мат используют многие, но он говорит так, что сразу понятно тем, кто его слушает».

– Интересы публики сейчас очень волатильны, на этой поляне (в рэпе) очень много конкурентов. И если Моргенштерн сейчас действительно обскакал своих конкурентов, то это не означает, что это всерьез и надолго, – заключает музыкальный критик.

Сам Алишер, впрочем, относится к этому с буддистским спокойствием, если, конечно, не блефует. «Обстоятельства, которые от меня не зависят, – я их принимаю. Если я окажусь с нулем, голый, босой и придется опять ехать жить в Уфу на дачу – я поеду и буду радоваться, копать огородик и есть огурчики», – говорит он.

«Я обузевший, вау», – поет Алишер. Но между ним и Бузовой нет ничего общего, разве что кроме хайпа.

Напомним, что минувшей весной Моргенштерн вошел в рейтинг Forbes «30 до 30», куда включают самых перспективных молодых музыкантов, комиков, спортсменов и общественных деятелей.

 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №30-2020 под заголовком «Из песни мата не выкинешь».

Рубрика: Шоу-бизнес

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика