Пошел за хлебом и не вернулся: как власть прессует сотрудников штабов Навального
По всей России под разными предлогами силовики создают проблемы команде Алексея Навального. И временами у них получается
21 апреля в России состоялись масштабные митинги в поддержку находящегося в тюрьме Алексея Навального.
Всю предшествовавшую этому событию неделю сотрудников штабов Навального массово подвергали различным видам преследований: начиная от задержаний и штрафов и заканчивая обысками и арестами.
Ушел и не вернулся
Самый вопиющий случай произошел в Махачкале, где штаб Навального открылся буквально на днях: 11 апреля было объявлено об открытии штаба, а уже на следующий день в штабных соцсетях появились сообщения о бесследной пропаже координатора штаба Эдуарда Атаева и его помощника Мурада Манапова. Оба внезапно перестали выходить на связь.
«Вчера мы открыли штаб в Махачкале, а сегодня пропал наш координатор Эдуард Атаев, – сообщили 12 апреля около 13:00 в твиттере штаба. – Эдуард не выходит на связь, в последний раз в сети был вчера около 15:00. Дома его тоже нет. Выясняем, что с ним случилось».
Точно так же пропал и Мурад Манапов: вышел из дома, после чего перестал выходить на связь. Чуть позже выяснилось, что оба отбывают административный арест. Манапова, которого задержали, когда он вышел за хлебом, и обвинили в том, что он ругался матом, через трое суток уже отпустили на свободу. Мурад отметил, что после задержания у него почти сразу отобрали телефон, не дав даже позвонить близким. Полицейские также, по его словам, скрывали информацию о Манапове и Атаеве от родственников, активистов и адвокатов.
Атаева увезли из Махачкалы в Хасавюрт и «закрыли» на 10 суток. Как рассказал нам активист Руслан Аблякимов, все просто: у Эдуарда хасавюртская прописка, поэтому его увезли отбывать административный арест по месту жительства. Атаеву вменили неповиновение сотрудникам полиции.
– Сейчас у него все нормально, по крайней мере, он не жалуется, – говорит Руслан, ранее сообщивший, что в полиции главу штаба «даже не били». – Вернется, и штаб продолжит свою работу. Только, вероятно, нам придется сменить адрес, поскольку на арендодателя оказывается сильное давление.
Это, кстати, уже вторая попытка открыть штаб Навального в Дагестане. Первая состоялась в начале февраля. Тогда на Руслана Аблякимова, собиравшегося возглавить штаб, было совершено нападение – молодой человек был сильно избит.
– Удивительно, но сейчас меня признали потерпевшим по уголовному делу, – рассказывает он. – Когда тебя окружают сплошные «уголовники» и осужденные, быть потерпевшим несколько странно. Вообще, в Дагестане совершенно нормально относятся к Алексею Навальному и к тому, чем он занимается. В регионе очень высокий уровень коррупции и все понимают, что он делает нужное и полезное дело.
Но так сложилось, что здесь очень большое количество силовиков. Из-за того, что тут раньше было много бандформирований и т.п. А сейчас, когда проблема с этим более или менее решилась, они начали бороться и с политическими активистами. Я полагаю, что все произошло именно из-за их высокой концентрации. Ну и общая тенденция тоже на это повлияла и усилила.
С вещами на выход
Похоже, силовики нащупали еще одну точку давления на оппозиционеров – арендодателей помещений под штабы. Если в Махачкале на них пока только начинают воздействовать, в Нижнем Новгороде уже вовсю реализовали.
13 апреля штаб Навального в Нижнем Новгороде сообщил, что с ними внезапно расторгли контракт на аренду помещения, а затем попросили немедленно его покинуть. При этом неизвестные люди в штатском вынесли из штаба закрытые коробки с имуществом волонтеров. О судьбе имущества ничего не известно.
Судя по рассказам активистов, все, что произошло со штабом, было сделано по воле областных властей. По их информации, владелицу помещения вызывали к руководству и посредством доброго слова и чего-то еще убедили избавиться от арендаторов.
– Приперлись человек 30 в штатском, забрали листовки, сменили замки и охрану, – рассказал координатор штаба в Нижнем Новгороде Роман Трегубов.
– Перед этим зам. губернатора Гнеушев лично вызвал хозяйку и заставил расторгнуть договор – ну здравствуй, моя маленькая Чечня! – проводит параллель Роман. – По закону мы можем находиться в офисе еще месяц, но из 30 «правоохранителей», которые пытались выкинуть нашу мебель и зачем-то выломать открытую дверь, слово «закон», похоже, не знает никто. Это признание нашей силы и признание в собственном моральном банкротстве.
По словам Романа, штаб скоро вновь будет открыт в другом месте.
Погромы со свастикой
В ночь на 9 апреля в мурманский штаб Навального проникли неизвестные и устроили погром. Разрисовали стены, испортили мебель, вырубили электричество и обрезали провода камер видеонаблюдения. Координатор штаба Виолетта Грудина полагает, что нападение связано с ее намерением баллотироваться в депутаты городского совета.
К самой Грудиной тоже приходили.
«Утром в почтовых ящиках своего дома я и мои соседи обнаружили листовки, – рассказала Виолетта в своем телеграм-канале. – В них меня обвиняют в бандитизме и совращении детей, при этом упоминая мой личный адрес. Затем волонтер сообщил мне, что штабную дверь испоганили: ее полностью залили монтажной пеной и нарисовали свастику».
Ранее, по словам Грудиной, перед встречей со сторонниками в штабе отключили электричество. А около месяца назад на нее было совершено нападение, по факту которого полиция отказалась возбуждать уголовное дело. «Прям так и написали, что я была недостаточно жертвой», – рассказывает Грудина.
Грудина сообщает, что по итогам нападения на штаб и свой подъезд написала еще несколько заявлений в полицию: по факту клеветы, порчи имущества и о публичном демонстрировании нацистской символики. А также, что официально выдвигает свою кандидатуру в кандидаты на пост депутата горсовета Мурманска.
Охотники за значками
13 апреля в Петербурге полицейские пришли в местный штаб Навального и прямо на рабочем месте задержали координатора Ирину Фатьянову. Как сообщил юрист штаба Михаил Уваров, полиция пришла по некоему сообщению о правонарушении. Фатьянову они, со слова Уварова, забрали, ничего не объяснив, и оставили на ночь в отделении. Позже ее арестовали на 10 суток на основании ранее составленного протокола за организацию акции в поддержку Навального 31 января.
9 апреля полиция пришла с обыском в кемеровский штаб Навального. «Стоило нам пригласить своих сторонников в штаб за значками «Свободу Навальному!», как тут же явилась полиция, – сообщил телеграм-канал штаба. – Заметьте, как оперативно! Когда убивали девушку в кемеровском общежитии, полицейских не нашлось. А к нам – пожалуйста! Целых два».
Сотрудник штаба Дмитрий Диденко рассказал, что полицейские назвали происходящее «осмотром» и попытались взять у него объяснительную. Молодой человек отказался. В ответ «стражи порядка» забрали новые значки и несколько старых листовок. Также сотрудник Центра «Э» Иван Болтивец, утверждает Диденко, забрал свой портрет с обустроенной в штабе «доски позора».
14 апреля в Краснодаре задержали нескольких активистов штаба Навального во главе с координатором Анастасией Панченко. Их отвезли на медосвидетельствование и отпустили после дачи объяснений. Полицию интересовала анонсированная ранее акция «Свободу Навальному». Также двум активистам выписали штрафы по 2 тысячи рублей за отсутствие регистрации. Можно сказать, легко отделались.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №15-2021 под заголовком «Огонь по штабам».