Флейтистка, очаровавшая толпу: Мария Колесникова – символ минских протестов

Эффектная блондинка артистической профессии Мария Колесникова неожиданно появилась на белорусских баррикадах

Фото: Мария Колесникова // фото: Global Look Press; в статье: соцсети

Эффектная блондинка артистической профессии Мария Колесникова неожиданно появилась на белорусских баррикадах и стала быстро набирать популярность среди протестующих. Она отказалась покидать страну, даже когда ее предупреждали о возможном аресте. А когда это произошло, хрупкая девушка быстро стала новым символом протестной молодежи Минска.

Музыка их связала

Весь мир следит за происходящим в Белоруссии. В охваченной гневом стране на передний план вышли три женщины – главные символы оппозиции. Их еще недавно мало кто знал в лицо и по именам – сегодня это самые популярные люди в стране. Их триумвират в шутку называют «Виагрой», а их жесты – «виктори», сжатый кулак и сердце – многие повторяют в селфи, уличных граффити и в виде принтов на одежде.

– Для меня, как и для многих, Мария Колесникова стала открытием этой компании, – прокомментировал «Собеседнику» политолог Дмитрий Болкунец.

У Марии Колесниковой максимально мирная профессия – она флейтист. Возможно, это ей как-то помогает распознавать фальшивые ноты не только в музыке, но и в политике. Между тем у флейтистки и до нынешних протестов был опыт политической деятельности.

– Музыкант по образованию и профессии, в конце 90-х она участвовала в «Белорусском народном фронте», в молодежном крыле, на митинги ходила, – продолжает Дмитрий Болкунец.

В «Белорусском народном фронте» Колесникову помнят.

– Мария пришла к нам в конце 90-х в молодежное крыло, и, несмотря на то, что молодых у нас появлялось много, ее все запомнили, – рассказал «Собеседнику» белорусский политик, заместитель председателя «Белорусского народного фронта» Алексей Янукевич. – «Молодежка» у нас тогда была по большей части тусовкой модной, неравнодушной молодежи. Мария оказалась одной из самых ярких – позитивная, улыбчивая, с хорошей аурой. Боролись мы тогда за то же, за что и сейчас – против ущемления свобод, нарушений прав человека, за сохранение независимости Белоруссии.

Позже в интервью Мария сама объясняла, что свободного искусства не может быть в стране, где нет свободы слова.

– Человек искусства не может быть вне политики, – говорила Мария Колесникова. – Особенно если власти оказывают давление на свободу слова, самовыражение людей. В том числе и на людей искусства.

Своим путем

В 2007 году Мария Колесникова переехала в Германию, чтобы изучать старинную и современную музыку в Высшей школе музыки в Штутгарте. А затем осталась работать в Европе, но приезжала в Белоруссию, тем более что в Минске остались ее отец и сестра.

– Маша – эмпат, я помню, как она плакала, когда мне делали уколы, – вспоминала сестра Марии Колесниковой Татьяна Хомич.

– Некоторое время назад Мария оказалась в Белгазпромбанке, занималась организацией выставок и культурных проектов, куратором которых был Виктор Бабарико, – объясняет Дмитрий Болкунец. – А когда банкир решил баллотироваться в президенты, он взял Марию в свою команду. Она – человек яркий, артистичный, музыкальный дар у нее есть, безусловно. Я думаю, если бы в Белоруссии открылось окно возможностей, она проявила бы себя интересным лидером.

Это могло состояться, если бы она вовремя покинула страну, как сделали многие ее соратники. Остаться было ее сознательным решением?

– Сложно понять, почему она не уехала. Провокация, которая была против нее организована на границе, до конца непонятна до сих пор. Находясь на свободе, ей, конечно, было бы проще заниматься политической деятельностью. Но она выбрала другой путь. За что ее осуждают даже в собственном лагере. Степан Путило – ведущий самого известного белорусского телеграм-канала Nexta – высказал версию, что она является проектом КГБ Белоруссии и историю с паспортом специально устроили, чтобы раскрутить ее как оппозиционного лидера.

Есть в этом здравое зерно?

– Я, честно, тоже про это думал. Но я знаю, что Александр Григорьевич не любит многоходовых операций, у него все просто – никаких оппозиционных политиков ручного типа быть не может. Поэтому я эту версию отметаю. Я думаю, она действительно не хотела уезжать из Белоруссии, порвала паспорт, тем самым подставила силовиков под удар и сейчас пребывает в КГБ за свою активную политическую деятельность. Я думаю, Мария играет в самостоятельную игру. Кстати, ее арестовали, как только с должности был снят прежний глава КГБ Вакульчик и на это место назначен Иван Тертель, который арестовывал Виктора Бабарико и вообще любит жесткач.

«Беру на себя ответственность»

Белорусский феномен женского сопротивления сегодня обсуждают во всем мире. Слабый пол демонстрирует силу, которой трудно что-то противопоставить.

– Женщин в Белоруссии чуть больше, чем мужчин. Но в большей степени это связано с тем, что очень много белорусских мужчин находятся на заработках, и экономика семей держится на женщинах, – делает вывод Болкунец. – В Белоруссии есть дома и даже целые районы, где ни одного мужчины не найти – все на заработках.

Освободят, по-вашему, Марию в ближайшее время?

– Скорее ее продолжат держать в заключении. Думаю, Лукашенко будет торговать заключенными с Европой, Западом, выбивая деньги, как он делал неоднократно. У нее могло бы быть политическое будущее, но для этого должна измениться политическая система.

После того как белорусских оппозиционеров кого посадили, кого выдавили из страны, Мария Колесникова оказалась во главе протеста. В это время она признавалась журналистам, что спала по 5–7 часов в сутки, а домашними делами занималась еще в «довыборную эпоху» – 1,5 месяца назад. Корреспонденты и соратники стали все чаще спрашивать, готова ли Мария взять на себя ответственность и возглавить оставшуюся в стране оппозицию.

– Месяц назад я бы вам сказала, что нет. А сейчас, конечно, со мной происходят трансформации очень большие, – ответила политик. – Я чувствую ответственность.

Цитата

«Занималась бы детьми, а не дурью. Нет же, надо обязательно свой бабский нос в политику совать».

Александр Лукашенко, президент Белоруссии

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №37-2020 под заголовком «Оппозиционная мелодия для флейты».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика