Кирилл Кабанов: без Фургала и Быкова вытащить криминальную историю на Дальнем Востоке невозможно

Глава Национального антикоррупционного комитета – о том, зачем власть взялась сначала за Анатолия Быкова, а потом за Сергея Фургала

Фото: Анатолий Быков // фото: Global Look Press

Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов – о том, зачем федеральная власть взялась за дальневосточников: сначала за Анатолия Быкова, а потом за Сергея Фургала.

Кирилл Кабанов // Фото: АГН "Москва"

Глава российского Интерпола летал к Быкову

Почему именно Дальний Восток?

– Потому что там влияние вот таких авторитетных предпринимателей типа Быкова до сих пор очень сильно. Все это время они оставались теневыми политическими силами, с ними приходилось считаться и договариваться.

Досье

  • Анатолий Быков был арестован 7 мая 2020 г. Обвинен в заказе двойного убийства в 1994-м. 13 июля 2020-го Быкову было предъявлено обвинение в руководстве преступным сообществом. 25 августа СК завел на бизнесмена дело об убийстве еще одного человека.
  • 60-летний Быков – знаковая фигура для Сибири. В преступной среде был известен как «Толя-Бык», «Челентано», «ночной губернатор Красноярска».
  • В бизнес-среде его звали «алюминиевым королем» края и мастером двойной игры. В 1990-х за год из начальника охраны КРАЗа стал председателем совета директоров, в 1998-м попал в первую сотню русского «Форбс».
  • C середины 90-х – достаточно популярный в регионе политик, депутат краевого Заксобрания.
  • Несколько раз был арестован, отпущен. В 2002-м приговорен к 6,5 годам условно (за организацию покушения на убийство).

Выходит, достаточно сказать: будем декриминализировать – и машина заработает?

– Конечно. Это называется политическая воля.

Так почему последние лет 20 ее не было?

– В 1990-е весь бизнес был криминальным по факту. То, что не решалось в суде, быстро (и дешевле) решалось путем убийств. Тогда, сколько ни пытались под кого-то копать, справиться у правоохранителей не хватало сил. Пока авторитет не ослабевал, пока у него не появлялась проплешина в связях, все было бесполезно. Иногда этого момента приходилось ждать лет 5–10...

Помню, руководитель Российского бюро Интерпола (в 1997–1999 гг. – Ред.) Владимир Овчинский рассказывал, как глава МВД Сергей Степашин просил его полететь к Анатолию Быкову: с ним пытались договориться, чтобы хоть какую-то позицию занять по поводу этого человека. Его ведь не раз арестовывали, а потом приходилось отпускать: таким мощным было влияние Дерипаски и других игроков.

Подождите, но Дерипаска конфликтовал с Быковым...

– У них были времена то конфликтов, то любви.

Дерипаска же размыл долю Быкова в КРАЗе, а тот очень хотел ее вернуть...

– Насколько я знаю, это было одним из условий договоренности, что его освободят…

Есть и еще один фактор. В элитах прошла значительная замена. И теперь никто из губернаторов не будет прикрывать авторитетов. Потому что старая гвардия была связана не только имеющимся у братвы компроматом на нее, но и некими обязательствами перед криминалитетом.

Кто следующий?

Вы сказали, что были названы фамилии. Кто же следующий?

– Там, по-моему, человека три-четыре, более мелкого масштаба. И пойдут в русле тех дел, что уже есть. Но не удивлюсь, если поплывут новые дела, которые затронут и старую гвардию олигархов.

История Быкова ведь не уникальна. В каждом регионе такие были. Криминальная приватизация без братвы не обходилась. Тот же Быков тогда был по сути разводящим и всегда был самостоятельным. А сейчас вы едва ли найдете регион, где криминал был бы самостоятельным игроком.

Поэтому одно дело – когда человек отходит от криминала, занимается благотворительностью, строит детские садики, церкви восстанавливает или сидит на Кипре, на Рублевке, спокойно доживает свой век и никуда не лезет... И совсем другое – когда они до сих пор пытаются управлять системой... Быков всегда был импульсивным, ему нравится власть, он не может от нее отказаться. Я уверен, что его сначала предупредили: заканчивай. А он не послушал...

То есть его задержание аккурат в тот момент, когда закончился мораторий на право избираться в Госдуму из-за наличия судимости, не случайное совпадение?

– Конечно, нет.

Фото из домашнего альбома

Прошла информация, что во время обысков в домах Быкова нашли какие-то доказательства. Вы случайно не знаете, какие именно? Трудно поверить, что 26 лет человек, которого не раз арестовывали и у которого не раз были обыски, умудрился сохранить свидетельство против себя в деле об убийстве...

– Речь идет, насколько я понимаю, о фотографиях из домашнего альбома.

А что они могут доказать?

– Контакты. Очень важный момент. К примеру, есть показания свидетеля: мы тогда-то отмечали такое-то событие… А после него было принято такое-то решение... И на этой встрече был вот этот человек. Фотографии это подтверждают. Благодаря таким данным может сложиться пазл: доказывается ситуация конфликта, экономического раздела и т.п. вещей.

Сбор информации, уверяю вас, был очень тонкий: все ведь понимают, что будет серьезное и грамотное противодействие – лоббисты же все равно есть, а у них грамотные юристы.

Почему народ за авторитетов

Сейчас они делают много хорошего для простых людей. И народ за них заступается. Так было в случае с Фургалом, так было и после ареста Быкова...

– Да и в 90-е годы к бандитам относились с некоторым пиететом. Потому что они приезжали, доставали котлеты денег, раздавали их на храм, нищим, привозили продукты в детские дома… И делали это всё от души – я это точно знаю. Но так же от души они стреляли в людей за палатку или сжигали какого-то коммерсанта в машине. Это не уходит, даже когда они становятся бизнесменами или чиновниками... Сейчас это очень мешает нормальной жизни.

А нет ощущения, что кто-то просто захотел его активы – у Быкова же и часть КРАЗа, и акции железной дороги, и Ачинский комбинат...

– Если бы захотели, он бы отдал. Я со многими из бывших авторитетов разговаривал, они уверяют: если скажут, мы всё отдадим...

Но сегодня главный вопрос стоит так: сильно ли влияние криминала на Дальнем Востоке? Конечно, сильно. Потому что, если человек до сих пор рассуждает в категории «трубой по башке», это криминальный человек. Даже если эти люди перестают быть криминалом, в своем арсенале они оставляют криминальные инструменты. Они в любой момент могут начать воевать за свои интересы. Вот история с Фургалом – это что такое? Это война за групповые интересы.

Имеете в виду митинги в его защиту?

– В том числе. Понятно, что ситуацию сейчас раскручивают дальше. Но первоначальный-то посыл был иным, когда они начали собирать «пехоту»…

Тянут за старые ниточки

То есть вся история с новым уголовным делом против Быкова, выходит, затевалась лишь для того, чтобы не дать ему баллотироваться в Госдуму?

– Разработка велась давно. Два года.

Когда в мае арестовывали Быкова, писали, что показания на него дал криминальный авторитет Татаренков (некогда был правой рукой Быкова). Он сидит, до освобождения ему осталось немного. Его что, два года уговаривали дать показания?

– Тут все не так просто. С конца 1990-х до 2015-го архивы подразделений по борьбе с оргпреступностью (у службы было несколько названий – РУОП, УБОП, ДБОПиТ. – Ред.) были ликвидированы, сама структура упразднена. Считаю, что решение о ликвидации было пролоббировано в том числе преступными группами. Потому что в архиве УБОП было все задокументировано. Бери папочки, сдувай пыль... Было потрачено много лет, чтобы восстановить некоторые данные из этих баз.

И как их можно восстановить, если много лет назад все было удалено?

– Появляются свидетели, находятся какие-то документы, завязки... По большому счету это по новой расследование всех эпизодов того или иного уголовного дела.

Сбор материалов по обоим делам был очень четкий. И кстати, очень долго обсуждалось, возбуждать их или нет. Потому что без Фургала и Быкова вытащить всю криминальную историю на Дальнем Востоке невозможно.

Правильно ли я понимаю: в какой-то момент решили восстановить старые базы и начали тянуть старые дела?

– Давайте объясню на примере организма. Если вас не беспокоит старая болячка, вряд ли вы будете ее лечить, верно? С высокой степенью вероятности могу утверждать: старая гвардия авторитетов на Дальнем Востоке стала вызывать беспокойство. Такие «болячки» надо лечить. На мой взгляд, это правильно.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №32-2020 под заголовком «Почему взяли Быкова за рога».

Теги: #Фургал

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика