Кирилл Кабанов: "В деле Быкова и Фургала были пересечения"
Глава Национального Антикоррупционного Комитета считает, что дела Анатолия Быкова и Сергея Фургала стали частью глобальной зачистки власти криминала
Глава Национального Антикоррупционного Комитета, некогда служивший в ФСБ, сказал Sobesednik.ru, что в делах арестованного недавно красноярского аллюминиевого «короля» Анатолия Быкова и задержанного вчера губернатора Хабаровского края Сергея Фургала есть пересечения.
– Вы связываете дело Быкова и дело Фургала как некий общий тренд?
– Нет, там были пересечения. По делу Быкова там же очень долго и кропотливо работали и ФСБ, и МВД. А поскольку приходилось восстанавливать все документы: ведь когда распался РУБОП – управление по борьбе с организованной преступностью – большая часть документов были попросту уничтожены. Причем это уничтожение лоббировали, в том числе и люди с криминальным душком, которые были у власти. Но что-то удалось восстановить.
Не могу всего сказать, но, думаю, эти дела связаны не только фигурально, но и реально.
– СКР говорит, что расследование по Фургалу возникло из более крупного дела. Не раскроете секрет, из какого именно?
– Это, если можно так выразиться, история большого передела. Там есть еще много эпизодов захвата и передела власти. И убийства ряда бизнесменов на Дальнем Востоке, и дело Анатолия Быкова, и дело экс-главы Коми Вячеслава Гайзера, и, думаю, в конце концов, выйдут и на некие другие истории.
– В случае Сергея Фургала следствие говорит об убийствах 2004-2005 годов. Разве у таких преступлений нет срока давности?
– Есть – 25 лет. Но там же дело было не закрыто, а приостановлено по причине невозможности установить виновного.
Кстати, неважно, в каком качестве человек участвовал в столь тяжком преступлении. Заказчик получает даже больше.
– Это если удастся доказать, что он заказчик. Такие вещи, как правило, доказать нереально.
– Но есть же показания. Там на показаниях, как я понимаю, все и держится.
– Как вы думаете, почему началась такая жесткая чистка? Или все-таки мы имеем дело с новым переделом собственности?
– На мой взгляд, арест Фургала совершенно закономерен.
Есть общий посыл. Была заявлена декриминализация Дальнего Востока – решение историческое и абсолютно логичное. В 1990-е было слабое государство, и мы имели на Дальнем Востоке ряд криминальных группировок, которые коррумпировали ту слабую власть буквально снизу доверху. Поэтому тогда с криминалом приходилось считаться и договариваться.
В этот посыл, кстати, вписывается и история с арестом Анатолия Быкова (это я могу утверждать со всем основанием, так как знаю ее достаточно подробно). Быков – только часть цепочки, которая будет вытаскиваться.
Есть и второй посыл, тоже очень важный. Это посыл нашей политической элите: страна уходит от криминала (который, к слову, нередко оплачивал и расходы разных партий), от продажи таким людям мест в списках (что греха таить, это тоже было). Так вот, от этого всего Россия уходит. Власть стала сильной, ей больше не нужно всех этих подковерных договоренностей с людьми, имеющими подмоченную репутацию.
Да и вообще – криминал уже мешает Дальнему Востоку. Там есть люди, которые могут вести честный бизнес. Так зачем делиться с криминалом, который там до сих пор имеет достаточно серьезную составляющую в управлении? Знаете, есть масса историй, когда в регионы приходили молодые люди с интересными бизнес-проектами, но к ним тут же подходили бандиты и говорили: «У тебя есть два варианта: или ты нам платишь, или мы тебя завтра польем бензином». Зачем это стране?
Надо понимать, что мы постепенно выкорчевываем нарывы 1990-х, потому что у власти появились возможности и силы. И это нормально.