Михаил Осокин: Пирог с выборами и жажда перемен
Михаил Осокин на Sobesednik.ru — о таких различных заботах власти и россиян: одни ищут явку на выборы, другие — деньги
Михаил Осокин на Sobesednik.ru — о таких различных заботах власти и россиян: одни ищут явку на выборы, другие — деньги.
«Сделайте нам красиво»: руководители регионов по приказу из Кремля начали подготовку к президентским выборам. Например, в Новосибирске из канцелярии губернатора вышло распоряжение: на избирательных участках области предписано провести ярмарки. Местные блогеры по этому поводу веселятся как могут: «А на ярмарках будут торговать бюллетенями». «И опять закрутятся веселые карусели».
Подобные сообщения о подготовке в день голосования 18 марта спортивных соревнований, ярмарок, концертов начали поступать из других городов — после того, как в конце ноября в Подмосковье был проведен семинар для руководителей регионов. По словам участников семинара, люди из администрации президента поставили перед ними задачу создать праздничное настроение на избирательных участках. В мировой прессе — заголовки: «Кремль требует музыки, игр и пирогов для повышения явки на президентских выборах».
Концепция праздничной ярмарки явно не ограничивается избирательными участками и днем голосования. Красочное карнавальное зрелище уже заранее создают многочисленные необычные кандидаты. Например, к ним присоединилась челябинская телезвезда Лариса Сладкова, которая прославилась своей оригинальной манерой сообщать прогнозы погоды — в Челябинске это даже получило название «порнопрогнозы».
Но это уже пройденный этап — теперь Сладкова объявила о своих политических амбициях: «Несмотря на предположения, что я возглавлю штаб Ксюши Собчак в Челябинске, это неправда — у меня собственная карьера: речь идет о выборах президента следующего года». А сама Собчак давно уже мелькает на телеэкранах. Критики утверждают, что для нее специально расчищают федеральные эфиры и что в итоге поставленные цели достигнуты: «Навальный забыт, в президентской кампании бурное оживление, и новую аудиторию к телевизору потянули, да еще и молодую!»
В мужской группе тоже становится уже просто тесно от ярких фигур — от Владимира Жириновского до Андрея Богданова, в прошлом одного из руководителей пресс-службы «Единой России», который теперь называет себя масоном и даже Великим мастером Великой ложи России. Среди кандидатов появился и совсем уже никому не известный предприниматель Олег Сидоров с лозунгом «За субпереход, против инзотации». В переводе на русский это примерно означает «за все хорошее, против всего плохого».
Многочисленные пестрые участники предвыборной кампании поработают на общую задачу: как говорят эксперты, список кандидатов, вызывающих у избирателя как минимум недоумение, может усилить доверие к главному кандидату. Параллельно уже сейчас самыми разными способами раскручивается монументальный образ этого главного кандидата — к началу предвыборной кампании стало поступать все больше сообщений по хэштегу #ПутинЛучший.
Например, компания, которая производит мобильные телефоны класса люкс, выпустила iPhone X из кожи крокодила — «в поддержку Путина». В компании говорят, что эта новинка с портретом Путина и надписью «Люди, которым верим» предназначается для сторонников президента. В соцсетях гуляют и фотографии 16-килограммовой гири «Лидер»: говорят, это было снято в спортивных магазинах. Профиль на гире заставляет думать, что она — тоже для сторонников президента.
Можно предположить, что подобных проявлений любви по мере приближения выборов будет все больше, и совершенно очевидно, что 18 марта Путин с триумфом победит. Но дальше могут начаться сложности, и его следующий шестилетний срок будет очень непростым.
На такую мысль наводит опубликованный сейчас доклад Института социологии РАН: впервые за 10 лет большинство россиян опять хотят перемен. И по данным доклада, такое изменение в настроениях особенно ярко выражено среди молодежи. Представители РАН, комментируя доклад, отмечают, что пока у власти еще есть резервы для продолжения прежней политики и этих резервов, возможно, хватит на ближайшие два-три года — но их точно не хватит на весь последующий шестилетний срок Путина.
Растет не только число людей, которые говорят, что хотят перемен — растет и число протестных акций, причем в первую очередь это социально-экономические протесты. В разных регионах люди требуют повышения зарплат, устраивают митинги и забастовки — они все громче требуют перемен в экономической политике властей.
Власти пытаются успокоить население, приукрашивая экономическую ситуацию, искажая статистические данные. О том, как нам врут, мы сейчас узнали сразу из нескольких скандальных историй. Например, бывший руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Кирилл Тремасов показал на конкретных примерах, как его коллеги из министерства, манипулируя цифрами, сумели спад в ноябре на 4,7% превратить в рост на 2,8%. А уровень безработицы в два раза превышает данные Росстата — так утверждается в новом исследовании ВЦИОМ. По этим утверждениям, безработица по состоянию на октябрь составляет 11%, а не официальные 5,1%.
Чиновники предпринимают все новые попытки приукрасить реальность — ну а граждане называют вещи своими именами, то есть говорят о кризисе и о том, как он по ним ударил. Последние опросы показывают: 86% россиян пострадали от кризиса, причем половина опрошенных оценили свой ущерб как «существенный» или «катастрофический».
Население выкручивается как может, и экономические трудности подталкивают многих к поиску нетривиальных решений — вплоть до тех, что потом фигурируют в новостях криминальной хроники. В Омске двое мужчин попытались украсть из здания местной администрации новогодние подарки. В Удмуртии местный житель похитил надувного снеговика с крыши магазина. В Волгограде женщина угнала со стоянки свой собственный автомобиль — она не выплачивала кредит, и автомобиль был изъят по решению суда.
А вот на Урале трое местных жителей решили действовать с особым размахом — они попытались украсть целый мост. Злоумышленники стали разбирать железнодорожный мост через реку Азанку — но были задержаны и доставлены в полицейский участок. Они признались, что хотели сдать мост в металлолом.
В истории мореходства был один знаменитый случай — с британским фрегатом «Дельфин», который в середине XVIII века стал первым кораблем, совершившим кругосветное путешествие дважды. Во время остановки на Таити матросы начали разбирать металлические крепления своего корабля, потому что выяснилось, что за железо легко купить любовь местных женщин. Под угрозой уже оказалась целостность всей конструкции «Дельфина» — к счастью, в этот момент поступила команда плыть дальше. Но там хотя бы крали железо ради романтических отношений, а тут — какой-то банальный металлолом...