Игры за престол. Чего ждать от президентских выборов – 2018
Sobesednik.ru обсудил с политологами последние новости и слухи о предстоящих в 2018 году главных выборах страны
Sobesednik.ru обсудил с политологами последние новости и слухи о предстоящих в 2018 году главных выборах страны.
Имя следующего главы государства мы с достоверностью узнаем только будущей весной. Пока же интрига сохраняется. Но в основном благодаря тому, что Владимир Путин еще не подтвердил свое намерение баллотироваться на новый срок.
1. Почему Путин медлит?
Время объявить о своих амбициях в четвертый раз занять пост главы государства у действующего президента еще есть. Формально дать старт избирательной кампании Совет Федерации должен с 7 по 17 декабря. После этого кандидаты смогут подавать документы в Центризбирком.
Есть несколько версий относительно того, когда Владимир Путин заявит, что идет на выборы. Называются даты 14 декабря (большая пресс-конференция), 19 декабря (форум ОНФ) и 23 декабря (съезд «Единой России»). При этом в прошлый раз он сделал это еще в сентябре.
– Путин любит откладывать принятие и озвучивание решений, – объясняет политолог Глеб Павловский. – Но главное, что нет ясности, зачем ему вообще следует идти. Ситуация в стране уходит из его рук, а сам он попадает под влияние окружения. Это скорее оно больше заинтересовано в новом сроке Путина, чем он сам.
– Если Путин и будет выдвигаться, то сообщит об этом уже после официального объявления старта выборов, – полагает политтехнолог Вячеслав Смирнов. – Сделает это в самый последний момент. Он и сам говорил, что просто не хочет, чтобы все чиновники тут же начали работать на выборы. Ну а в народе ощущения затянувшейся паузы нет.
2. Возможен ли преемник?
О том, что рокировка с участием Дмитрия Медведева может повториться, начали писать модные в этом политическом сезоне Telegram-каналы. Косвенно в пользу этой версии может свидетельствовать и то, что свое традиционное интервью телеканалам с подведением итогов года премьер назначил на 30 ноября, а не на 15 декабря, как в прошлый раз.
Однако есть и другие возможные кандидатуры. В частности, близкий к президенту губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
– Если говорить о типаже преемника, то Дюмин подходит на эту роль больше всего, – считает политолог Марина Литвинович. – И пока Путин не выдвинулся, то вероятность иного сценария с выставлением близкого человека остается. Дюмин пока еще в игре.
Вячеслав Смирнов возражает:
– Если и выдвинется преемник, то только Медведев. К другому кандидату электорат еще должен привыкнуть. Уже поздно приучать.
Однако повторять рокировку опасно, предупреждает политолог Аббас Галлямов:
– Очевидно, что, если Путин и Медведев снова «поменяются местами», это вызовет всплеск раздражения. Поскольку однажды это уже было, то люди знают, как на это реагировать: так же, как и в прошлый раз. Может быть, сила реакции будет чуть меньшей, все-таки фактор противостояния с окружающим миром, усилившегося после присоединения Крыма, пока еще работает. Но направление мысли будет прежним.
3. Оппоненты несменяемы?
Конкуренцию кандидату от Кремля со стороны парламентской оппозиции должны составить хорошо знакомые по прошлым кампаниям лица: Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов (СР). Имея за плечами неоднократный опыт поражений, они все равно решили попытать счастья в 2018 году. Как и Григорий Явлинский («Яблоко»).
В выдвижении вечных оппонентов «основного кандидата» заинтересованы как они сами, так и администрация президента, считает политолог Дмитрий Орешкин:
– Здесь совпадение интересов. Руководителям партий нужно поддерживать свой статус, а Кремль не видит в них серьезных конкурентов, способных набрать больше 15% голосов. Хотя Явлинский думает иначе. В нем чувствуется личный драйв, он говорит правильные слова. Но не верю, что людям он стал нужен. Жириновский же предельно прагматичен и что-нибудь себе просто выторгует. Ну а для Зюганова участие – это просто вопрос лидерства в партии.
По мнению Орешкина, именно личные амбиции партийных вождей не дают вызревать новым кандидатам, которые могли бы более эффективно бороться за голоса.
– Вряд ли кто-нибудь из этой четверки способен улучшить свои прежние результаты хотя бы на один-два процента. Они останутся в пределах своего базового электората, – прогнозирует политтехнолог Петр Быстров.
4. Откуда столько женщин?
О своем намерении побороться за голоса россиян заявили и четыре известные представительницы прекрасного пола. Это музыкант Екатерина Гордон, журналист Ксения Собчак, ведущая Анфиса Чехова и порноактриса Елена Беркова.
– В Европе и США женщин выдвигают на посты глав государств, неудивительно, что это происходит и в России. Но персоналии подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были медийными, а с другой – чтобы у избирателя не возникло желания ознакомиться с их программами и проголосовать за них, – рассуждает политолог Ирина Авдонина. – Гордон, Беркова и Чехова прославились скандалами на фоне разрушенных семей и сексуальности. В консервативной России это резко осуждается обществом, вызывает злость и насмешки. Что касается Собчак, то она благодаря своей известности может собрать подписи, но на этом, я думаю, ее кампания закончится. Женщина-кандидат не должна оттянуть у президента ни одного голоса.
Эксперт убеждена, что женский состав кандидатов был утвержден «сверху» с целью создания атмосферы курьеза. И тогда избирателям не останется ничего другого, кроме как задаться привычными вопросами: «А за кого тут голосовать? Кто, если не Путин?»
5. Кого не хватает?
Опрошенные «Собеседником» эксперты в числе персон, которые могли бы составить реальную конкуренцию кандидату от власти или как минимум провести достойную кампанию, в основном называли три имени: Михаила Ходорковского, Алексея Навального и Алексея Кудрина. Но участие каждого из них в силу различных причин маловероятно.
Ходорковский говорит, что предстоящие выборы «не являются выборами» вне зависимости от участия в них тех или иных кандидатов. «Выборы – там, где результат зависит от реального мнения избирателей. А не там, где «всенародное одобрение» обеспечивается силой административного ресурса», – указывает он.
Но даже если бы экс-глава ЮКОСа сам захотел принять участие в гонке, у него все равно бы ничего не вышло. Возвращаться из эмиграции ввиду возможности нового уголовного преследования он пока не намерен. Да и обещал вроде политикой не заниматься...
Приговор суда может помешать зарегистрироваться в качестве кандидата и Навальному. И хоть российская Конституция определяет, что не имеют права быть избранными только граждане, «содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда», федеральный закон накладывает дополнительное ограничение на всех судимых по тяжким статьям. Даже в случае нахождения их на свободе. Ну а в крайнем случае условный срок Навального за мошенничество всегда можно сменить на реальный.
Что до Кудрина, то он категорически исключал свое участие в выборах. Плюс ко всему, по инсайдерской информации, экс-министр финансов подключился к работе неформального кремлевского штаба.
– Ситуация настоящих выборов не предполагает. «Плясунов» уже более чем достаточно, а те, кто мог бы реально претендовать на пост, просто не дураки, чтобы заявляться. Да и мало кто мог бы сейчас. У нас нет никакой политики, вот нет и фигур, – отмечает профессор Юлий Нисневич.
– Со стороны оппозиции все основные претенденты уже объявились, тяжеловесов ожидать не стоит, – соглашается Петр Быстров. – Могут появиться только «нишевые» кандидаты, но серьезно на общую картину они не повлияют.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2017 под заголовком «Игры за престол».