Антон Зарицкий: Честь и достоинство Путина как главная ценность России
Шеф-редактор Sobesednik.ru — об идее защитить честь и достоинство президента от посягательств специальным законом
Шеф-редактор Sobesednik.ru — об идее защитить честь и достоинство президента от посягательств специальным законом.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил принять специальный закон о защите чести и достоинства главы государства. В России вообще-то уже есть законы, призванные защищать честь и достоинство граждан. Иски такого рода подаются регулярно; иногда по этому поводу даже пытаются судиться как раз с президентом, временно исполняющим в тот момент обязанности премьер-министра; правда, почему-то не получается.
Нередко в России предлагают и защищать кого-либо отдельно — специально и более тщательно. Такие предложения были, например, по поводу врачей и журналистов. Правда, обычно речь в этих случаях идет о защите не чести и достоинства, а жизни или о неприкосновенности от побоев, и вносят эти предложения обычно профсоюзы после очередного убийства или избиения. (Или нескольких кряду, что тоже не редкость.)
Инициатива защитить честь и достоинство президента формально исходит тоже от члена корпорации власти — председателя Госдумы. Но за себя или других коллег он при этом не просит — только за Владимира Путина. Видимо, для защиты своего доброго имени от посягательств Вячеславу Володину действующих российских законов хватает. Почему же их не хватит для президента? Да и были ли в последнее время случаи оскорбления главы государства, так что вопрос назрел?
Вообще, к слову, из этого можно сделать хороший практический журналистский тест для современной России: если вы собираетесь опубликовать что-то, что может задеть чью-либо честь и достоинство, явиться вторжением в личную жизнь или клеветническим домыслом, — стали бы вы это делать, если бы речь шла не о герое вашей публикации, а о Владимире Путине?
Но и этот мысленный эксперимент только лишний раз доказывает: президент России и так последний человек в стране, которого кто бы то ни было может безнаказанно оскорбить, не опасаясь последствий. Формальных — или неформальных: не так давно в Москве провластные активисты регулярно избивали и поливали химической дрянью одиночных пикетчиков, плакаты которых, как им казалось, оскорбляли президента Путина. Если предложение Володина — это попытка перевести подобные стихийные возмущения в правовое русло, то опыт показывает, что это не помогает: у нас при живой статье Уголовного кодекса об оскорблении религиозных чувств верующих верующие обещают сжигать кинотеатры, где будет идти фильм, который им не нравится, — «Матильда» Алексея Учителя.
Кремль отреагировал на предложение Вячеслава Володина: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что оно заслуживает рассмотрения, но пока у власти нет сформированной позиции по этому вопросу. Комментаторы предполагают: инициатива спикера Госдумы — его очередная попытка «повоевать» с Администрацией президента, в которой он до недавнего времени трудился, за повестку дня, полномочия и ресурсы; попытка оставаться на виду у начальства.
Другие комментаторы — например, на сайте Sobesednik.ru — упорствуют в своей приверженности тезису «царь хороший, бояре плохие». Дескать, Владимир Путин озабочен судьбой России, но нижестоящие чиновники многое от него скрывают, он не знает правды о положении дел и поэтому не принимает мер. Если так, то, вероятно, всё то немалое, что можно сделать, будучи спикером Госдумы, чтобы улучшить жизнь в РФ и тем самым хорошо послужить главе государства и порадовать его служебным рвением, — вероятно, всё возможное на этой ниве Вячеслав Володин уже сделал — и теперь остается только оберегать честь и достоинство Владимира Путина.
[:wsame:][:wsame:]