Заочное перемирие Путина и Порошенко: кому выгодно молчание о переговорах в Минске
31 августа Владимир Путин заявил, что на недавних переговорах в Минске ему якобы удалось убедить Петра Порошенко решать разногласия с повстанцами юго-востока Украины миром
31 августа Владимир Путин заявил, что на недавних переговорах в Минске ему якобы удалось убедить Петра Порошенко решать разногласия с повстанцами юго-востока Украины миром.
То, какой источник был выбран для того, чтобы донести это сообщение до аудитории, в полном соответствии с современной теорией медиа едва ли не важнее, чем содержание самого заявления Путина. О своём миротворческом триумфе президент России поведал в телеинтервью программе «Воскресное "Время"». До того, напомним, несколько дней стороны переговоров в Минске хранили молчание об их итогах.
Заявление Путина в эфире Первого канала для большинства россиян, традиционно черпающих информацию о текущих событиях из теленовостей, равноценно божественному откровению. Слова Путина и сообщения Первого канала не принято подвергать никакому сомнению — «по телевизору врать не станут», и если реальность расходится с телевизионными сообщениями, тем хуже для реальности.
[:image:]
Я не большой поклонник той точки зрения, что поскольку идёт «информационная война», то все стороны лгут и это нормально. На мой взгляд, если кому и нельзя доверять, то как раз утверждающему подобное — ведь очевидно, что он в том числе оставляет себе пути к отступлению: мол, ну соврал, ну и что? — тогда по-другому нельзя было, война была. Тем не менее, применительно к заявлениям, подобным путинским, нельзя говорить об их правдивости или ложности. Подобного рода официальные сообщения, распространяемые посредством государственной пропаганды, например Первого канала, не имеют цели информировать.
[:image:]
Скорее можно говорить о том, что официальные сообщения создают у тех, кто им доверяет, некое пространство иллюзии. Чем авторитетнее источник, тем это пространство больше и тем более вопиющее опровержение может в нём поместиться и не выпирать из него. И коль скоро в эфире Первого канала рассказывали о трёхлетнем сыне ополченца из Славянска, которого жестоко распяли украинские каратели, вошедшие в город, — почему бы там же не появиться сюжету о том, что президент России надоумил президента Украины прекратить насилие? Того самого президента Украины, который со дня той встречи неустанно талдычит о «российском вторжении» на Украину. Того самого, который, увидев Путина на пресловутом саммите в Минске, так заметно изменился в лице, что это даже стало поводом для шуток в Интернете.
Гораздо любопытнее, впрочем, проследить, как работает этот механизм, когда пропаганда молчит — например, в ситуации с загадочными тайными похоронами псковских десантников. Информационные сообщения оттуда пропаганда никак не комментирует — она делает вид, что их нет. Населению приходится, как будто под влиянием условного рефлекса, выработанного за много лет, самостоятельно конструировать себе «мешок», в который можно с глаз долой побросать неудобные факты.
[:image:]
Туда, в этот мешок, отправятся свидетельства некоторых семей погибших и пропавших без вести десантников о том, что пресловутые «учения» в последний момент действительно обернулись отправкой на Украину. Туда же полетят сведения о нападениях на журналистов на кладбище в Выбутах и избиении псковского депутата Льва Шлосберга, который пытался расследовать это тёмное дело. В тот же мешок будет брошена новость о том, что кто-то снял таблички с крестов на свежих могилах и куда-то унёс венки, на лентах которых подписи «От жены» — а по телефону якобы жена этого самого десантника и якобы этот самый десантник отвечают, что он жив-здоров. Безусловно, в этом же мешке место признаниям российских военнослужащих, которые «заблудились» на территории Украины на боевых машинах без опознавательных знаков и были задержаны украинскими пограничниками...
[:image:]
Собственно, родные и близкие похороненных в Выбутах псковитян и схваченных на Украине костромских десантников рассказывали журналистам, что и они не верили госдеповской и бандеровской пропаганде — ровно до тех пор, пока из мешка не вылезло такое шило, что мешок затрещал по швам. Не хотелось бы верить, что для расставания с пропагандистскими иллюзиями каждому потребуется такое же персональное шило и такое же огромное горе. Но судя по тому, что мешку уже сейчас требуется такая примитивная психологическая заплатка, как вытеснение, этого не миновать. Люди отказываются даже ознакомиться со свидетельствами, собранными прессой, но при этом заявляют, что даже если сообщения о российских военных, сражающихся с украинской армией на стороне ополченцев, правда (хотя это неправда!), то так и надо. Фразы «Там были добровольцы», «Там были контрактники» и «Военные обязаны умирать, когда им прикажут» в переводе с русского на русский означают «Меня это не коснётся. Моих близких это не коснётся». Дай-то бог.
- Честность Путина, отвратительность риторики и удивительность нацизма
- О чем умолчали Владимир Путин и Петр Порошенко по итогам переговоров