Кто из России и почему воюет против Киева на юго-востоке Украины

От 20 до 30% ополченцев, противостоящих украинской армии, скорее всего граждане России. Путин и Шойгу их туда вряд ли отправляли. Зачем же они пробираются на юго-восток сопредельной страны? Мотивы, как выясняется, у всех разные

Фото: Военнослужащий // East News

От 20 до 30% ополченцев, противостоящих украинской армии, скорее всего граждане России. Путин и Шойгу их туда вряд ли отправляли. Зачем же они пробираются на юго-восток сопредельной страны? Мотивы, как выясняется, у всех разные.

Командировка в один конец

Война на Украине перестала быть для Ольги Королевой только телевизионной картинкой, когда на ее мобильный телефон позвонил человек, назвавшийся Женей, и сказал, что ее сын убит под Донецком.

– Я подумала, ошиблись: мой Дима говорил мне, что поехал в командировку в Москву, при чем здесь Донецк? – заливалась слезами Ольга Королева, когда я дозвонилась к ней в Липецк. – Этот донецкий Женя меня спрашивает: «Сколько у вас стоит погребение?» Я на автомате говорю: «Примерно тыщ 30». Потом так же по инерции спрашиваю: «Где тело моего сына?» Этот Женя отвечает: «Нельзя говорить «тело», нужно говорить «груз», нас могут прослушивать, мы рискуем!»

[:image:]

Но Женя все-таки рассказал, что погибший Дима Королев был самым младшим в отряде добровольцев из России – 22 года, его звали Малой и берегли. «Простите, что не уберегли...» Дмитрий Королев погиб от осколочных ранений во время ожесточенной схватки у донецкого аэропорта.

В следующий раз матери позвонили в 2 часа ночи, сказали, что привезли гроб.

– Мы с мужем подъехали к развилке за городом, забрали кустарный цинковый гроб, на котором лежали фото нашего убитого сына в четырех проекциях (для опознания), заключение о смерти, его паспорт и 30 тысяч на погребение, – говорит Ольга Королева. Она каждый день пытается понять, что привело ее сына туда, откуда он вернулся в цинковом гробу: – Дима поступал в летное училище, но не прошел медкомиссию, пошел учиться в университет, но потом оставил учебу ради службы в армии. Вернулся, устроился на завод слесарем. События на Украине тяжело переживал, с кем-то спорил в интернете, но я никогда не думала, что он готов положить за это свою жизнь! У меня один только вопрос: тот, кто его туда отправил, почему он не вытолкал его, желторотика, взашей домой?!

[:image:]

Сети войны

Такие, как Дима Королев, попадают в украинское пекло в основном через интернет. Сейчас в сети есть 5–6 основных сайтов, которые записывают добровольцев.

– Мы берем не всех желающих. Только несудимых, без психических отклонений. В последнее время добавилось условие – старше 25 лет. Такие решения должен принимать взрослый человек, который отвечает за свои действия. Мы не берем явных националистов, так как с ними же и боремся на той стороне, – ответил нам администратор одного из сайтов, назвавшийся «просто Костя».

Между тем националистические организации – один из бесперебойных источников патриотов и романтиков для передовой. Питерская организация «Русские», активный участник «Русских маршей», не скрывает, что набирает добровольцев.

[:image:]

Организация под названием «1-я интербригада» вывесила памятку для всех желающих, так как ответить каждому нет физической возможности, их много: «Наша цель – предотвращение жертв среди мирного населения юго-востока путем нанесения ущерба частям и подразделениям, сформированным из украинских нацистов. Получают ли бойцы денежное вознаграждение? 1-я интербригада юго-востока не является наемнической организацией. Мы организуем тыловое обеспечение для поддержания высокой боеспособности интербригады. Кто может вступить в ряды 1-й интербригады юго-востока? Каждый патриот, имеющий профессиональные навыки, нужные на войне».

– Из Саратовской области на украинскую войну выехали порядка 40 добровольцев, – привел статистику саратовский атаман казачьего войска Илья Майоров. – В столицах – Москве и Питере – цифра выше: по 80–100 человек. Можно предположить, что из 4–5 тысяч украинских ополченцев примерно четверть сейчас составляют добровольцы из России. Среди них немалый процент казаков и ветеранов боевых действий, прошедших Чечню, Приднестровье, Сирию. Участие казаков понятно: юго-восток Украины – под боком у донского и кубанского казачества, и эти связи никогда не рвались. Наши казаки всегда тесно общались с восточноукраинскими – и в мирное, и в военное время. У ветеранов боевых действий – своя история: среди них много «недовоевавших», которых все время тянет вернуться на войну.

[:image:]

По словам Майорова, на Украину едут не за деньгами. Желающих сделать это за свой счет предостаточно. Главный приток идейных добровольцев произошел после событий в Одессе. Один из жителей Серпуховского района Подмосковья поехал на российско-украинскую границу на своем джипе. Оставил машину на границе и пошел воевать.

Но ни одна война не обходится без профессионалов. В сети гуляют расценки, которые предлагают профессиональным «солдатам удачи»: 100 долларов за обычный день, 300–350 долларов за участие в боевых действиях. Источники финансирования, вероятно, спонсорские. Одним из плательщиков называют даже семью бывшего украинского президента Виктора Януковича.

Знакомых погибшего под Луганском 49-летнего жителя Балашова Игоря Ефимова уже опрашивали сотрудники правоохранительных органов – по поводу денег. Якобы в разговорах с его знакомыми звучали расценки. Под Луганском Ефимов командовал небольшим развед-отрядом и попал под обстрел, умер в больнице. На похороны балашовца Ефимова пришли несколько сот его земляков.

«Мы зовем его Сепаратистом»

Чаще всего имена добровольцев становятся известны только посмертно. 47-летний Павел Зябкин из Воронежа прошел две чеченские кампании, а погиб в украинской.

Мало кто афиширует свою «командировку» в Донбасс, Луганск, Славянск. Пермяк Александр Григоренко – известная в городе личность, оппозиционный политик, член Молодежного парламента. То, что он «записался добровольцем», стало городской сенсацией. С тех пор в соцсетях его фотки из парламента сменились кадрами с линии фронта. Одна из недавних его записей: «У меня все нормально. Продолжаю воевать за свободу Новороссии в Луганске. Позиции ополчения и сам город постоянно обстреливает артиллерия. Мы им тоже отвечаем. Наше дело правое – победа будет за нами. У нас, кстати, здесь есть котенок. Мы зовем его Сепаратистом».

[:image:]

Александр Григоренко рассказал, что ему выдали «броник» и оружие. Мама Дмитрия Королева провела свое маленькое расследование и считает, что ее сын примерно неделю провел в «лагере подготовки», но не знает, по какую сторону границы он находится.

– Власти нам не помогают, но пока особо и не мешают, – уклончиво ответил мне «просто Костя» с добровольческого сайта.

Но очевидно, что сотни людей, получающих боевой опыт, не могут не беспокоить не только украинских силовиков, но и российских. Так, один из активных вербовщиков добровольцев Олег Мельников недавно узнал, что за время «украинской командировки» стал фигурантом «Болотного дела». Знакомые Мельникова считают: власть начала опасаться, что люди, ходившие на мирные митинги в Москве, освоят и немирные методы борьбы.

...Когда готовилась публикация, на сайте одной из интербригад появилось новое объявление о наборе: «В город Донецк требуются девушки-санитарки. Главное требование – не бояться вида крови. Медицинское образование приветствуется». Говорят, уже есть откликнувшиеся.

/тем временем

Как объявил на прошлой неделе министр обороны ДНР Игорь Стрелков, в Донецкой республике будет создаваться контрактная армия, бойцы которой станут получать 5–8 тысяч гривен в месяц (в пересчете это 14–23 тыс. рублей). Выплаты начнутся уже в июле. Желающих повоевать станет больше?

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика