Погромы в Фергюсоне и трагические параллели с Россией
При желании любую сторону конфликта в Фергюсоне можно объявить виноватой. Если не в действиях, то хотя бы в провокации, в проверке оппонента на прочность. Российские события являют сразу несколько примеров такого подхода
Убийство чернокожего полицейским, после которого начались беспорядки в американском Фергюсоне, штат Миссури, знаменательное. Обе стороны конфликта одновременно прячут концы в воду и ловят друг друга за руки. Долгое время история о том, как белый коп расстрелял чёрного парня, потому что тот не хотел идти по тротуару, была известна исключительно в пересказе друзей убитого. Полиция же стояла на том, что стрелять её сотрудник начал, когда у него попытались отнять оружие (или ему так с испугу показалось), а самого виновника старательно прятала от публики.
Где-нибудь в другом месте земного шара этим, возможно, дело бы и ограничилось. Но не в Америке. Там полицейским только стрелять на поражение можно с большим правом, чем простым гражданам, а вот врать под присягой нельзя никому.
Когда начался скандал и последовали беспорядки в Фергюсоне, всплыла видеозапись, на которой видно, что за несколько минут до роковой стычки её невинная жертва, по всей видимости, спёрла в магазине коробку сигар. Впрочем, тут же выяснилось, что полицейский этого не знал и знать не мог.
Наверняка неправ был пострадавший, вырываясь из цепких рук стража порядка. И едва ли прав был полицейский, сочтя такой побег поводом разрядить в убегающего обойму. Это, кстати не фигура речи — буквально так и было. Полицейские в США вообще нередко не боятся переборщить с применением силы. К слову, это единственная норма жизни в треклятой Америке, которую депутаты российской Госдумы требуют немедля адаптировать в России. Некоторая часть населения, впрочем, просит в ответ легализовать оборот оружия. Менее громоздкого, чем охотничья двустволка, и более смертельного, чем травматическое, из которого либо попал в глаз и выбил его, либо только раззадорил нападающего. Ну, так говорят.
Хотя вроде известно, что в России полицейские разве что стрелять побаиваются, однако вручную или «с применением спецсредств» отделают с гарантией. Чуть меньше известно, почему американские копы сперва стреляют, а потом спрашивают. Да именно потому, что у каждого американца может оказаться под рукой «пушка» покруче полицейской.
Но вернёмся к нашим погромам. Восстанавливать справедливость жители Фергюсона отправились двумя группами. Одни вышли на митинги с требованием честного разбирательства в суде. Другие под шумок занялись грабежами. Опять-таки, перекинем мостик в российскую действительность. Опыт «дела 6 мая», о котором так подробно писал Дмитрий Быков, учит нас, что у нас в этих условиях бунтовщиками и погромщиками признали бы вообще всех сомневающихся в правоте полицейского-убийцы. А самых пацифистки настроенных протестующих даже бы посадили лет на 5, чтоб другим неповадно было.
Почему в Фергюсоне не делают так, а затевают расследование причины беспорядков, то есть убийства? Почему до того так же не делали в разгромленных Лондоне и Париже (что бы ни врал по этому поводу телевизор, оправдывая лютость приговоров «узникам Болотной»)? Ну, во-первых, у нас над большинством не капает, а в Фергюсоне капало — а теперь загорелось — над большинством. Во-вторых, там это большинство чёрное. Если бы погромы попытались объяснить его, этого большинства, принципиальной и врождённой злонамеренностью — по-расистски объяснить, короче, — это мотивировало бы людей оправдывать столь невысокие ожидания. Лучше грешным быть, чем грешным слыть.
При желании любую сторону инцидента, закончившегося смертью чернокожего американца и ставшего причиной беспорядков в Фергюсоне, можно объявить виноватой. Если не в действиях, то хотя бы в провокации, в проверке оппонента на прочность. Российские события, повторим, являют несколько примеров такого подхода. Тут тебе и Болотная, и Манежная и с Бирюлёвом, вызревания которых власти не видели в упор. Смотря что ставить целью разбирательства — поиск истины или назначение стрелочников. Там, где ищут стрелочников, суды выносят, по последней статистике, 0,7% оправдательных приговоров — и все только разводят руками. Там, где требуют справедливости, иногда случаются фергюсоны, штат миссури. Но иногда из них там делаются выводы.