29.06.2021

Скажите спасибо Собянину. Пять расследований по слитой базе цифровых пропусков мэрии

Sobesednik.ru собрал пять расследований, в которых база цифровых пропусков от мэрии Москвы сыграла ключевую роль

Фото: Источник фото: Агентство "Москва" // Сергей Собянин и Владимир Колокольцев

Сегодняшнее расследование издания «Проект» про министра внутренних дел Владимира Колокольцева приобрело большой резонанс из-за обысков у его авторов, которые, к тому же, судя по всему, прошли на весьма сомнительных правовых основаниях. За всем этим шумом мало кто обратил внимание на одну важную деталь: само расследование во многом могло бы и не состояться, если бы не увлеченность московской мэрии технологическим новшествами, а конкретно — цифровыми пропусками, вводившимися в столице весной прошлого года. База данных с ними очень быстро просочилась в интернет, а оттуда и к журналистам-расследователям, которые с тех пор не раз успели воспользоваться ей для разоблачения чиновничьей коррупции.

Sobesednik.ru подобрал пять расследований, в которых база цифровых пропусков мэрии сыграла ключевую роль.

Фото: Global Look Press // Владимир Колокольцев

Своячница министра Колокольцева

В расследовании «Проекта» журналисты обнаружили, что некая Зоя Бердичевская оформила себе такой пропуск для путешествий на принадлежащий главе МВД Владимиру Колокольцеву участок в садовом кооперативе в Шевелкино на Щелковском шоссе. Это его старая дача, купленная ещё в далеком 2000 году, во времена рядовой службы в тогда ещё милиции. Выяснилось, что на пожилую женщину формально записаны два дорогих «Порше», хотя пропуск она оформила на ничем не примечательную «Камри». 

В итоге журналисты установили, что, по всей видимости, г-жа Бердичевская приходится Колокольцеву своячницей, то есть сестрой его жены Веры Колокольцевой. Тем интереснее, что в 2012 году скромный работник транспортной фирмы в Ростовской области, её сын Дмитрий Бердичевский, приобрел элитный коттедж на Рублевке за 200 млн рублей. Тогда же Колокольцев вступил в должность министра. Позволить себе этот дом сын Бердичевской, в чем уверен «Проект», не мог.

Одновременно в декларации самого Колокольцева ничего не изменилось, и до сих пор, по бумагам, он живет в блочном доме в Жулебино, однако соседи уже давно его там не видели.

Независимое издание «Администрация президента»

После того как вышло громкое расследование Алексея Навального о «дворце Путина» в Геленджике, которое посмотрели в YouTube более 100 млн раз, федеральное телевидение долго не решалось заговорить об этом, но в итоге власти все же решил, что дальше замалчивать эту тему нельзя, и пропагандистский десант отправился в Геленджик рассказывать о том, как во «дворце» идут строительные работы. Первым свой сюжет выложил главный редактор провластного издания Mash Максим Иксанов, правда, в чем была его суть, никто так и не понял — фактически он не опровергал никаких утверждений Навального.

Чуть позже власти таки-нашли «владельца» имения — им оказался друг Путина, миллиардер Аркадий Ротенберг. И «интервью» у него снова первым взял г-н Иксанов.

Получилось довольно неловко, когда журналист-расследователь The Insider, ранее возглавлявший отдел расследований Sobesednik.ru Сергей Ежов обнаружил, что «журналист» Иксанов при оформлении цифрового пропуска указал в качестве работодателя администрацию президента. Более того, оказалось, что главред Mash по совпадению живет в доме на улице Трехгорный Вал, который населен также высокими чиновниками и принадлежит управделами президента.

Фото: Скриншот из Youtube // Максим Иксанов

Не по чину богатый генерал

В случае с расследованием про генерал-лейтенанта Михаила Воробьева, возглавляющего московскую Росгвардию, цифровые пропуска не только выдали, где реально обитает семья силовика, но и указали на вероятное злоупотребление должностным положением.

Дочь генерала Воробьева Екатерина, чтобы передвигаться по городу, оформила пропуск как сотрудник Росгвардии, хотя в действительно в это время там не работала — бюрократией при оформлении занимался зам Воробьева полковник Дмитрий Щебуняев.

Девушка оказалась ещё и весьма состоятельной, хотя её места работы на это даже не намекали: выяснилось, что на неё оформлен коттедж в поселке Подушкино Одинцовского района, недалеко от Барвихи. Стоимость недвижимости журналисты оценили в 150 млн рублей — источников таких доходов в семье генерала, последние 30 лет проработавшего на госслужбе, найти не удалось, а вот само имение обнаружить помог опять же цифровой пропуск, выписанный на супругу главы столичной Росгвардии Марину Воробьеву, ей нужно было ездить за едой и лекарствами.

Фото: пресс-служба Росгвардии // Михаил Воробьев

Суд с интересами в следствии

В январе 2021 года суд выносил решение в отношении только вернувшегося на Родину оппозиционера Алексея Навального. ФСИН тогда потребовала заменить политику давно вышедший, но продленный условный срок по делу «Ив Роше» на реальный. Защита Навального настаивала, что, когда он был в России, то регулярно отмечался, а после того как вышел из комы в Германии, сразу отправил ведомству необходимые уведомления. При этом ФСИН настаивала, что он отмечался неправильно и скрывался от правосудия, находясь на реабилитации в Германии.

Этим спорным во всех отношения делом, вопросы к которому возникали ранее и в ЕСПЧ, предстояло заняться судье Симоновского районного суда Юлии Окуневой. Всё бы хорошо, если бы не злосчастные ковидные пропуска мэрии Москвы. Во время локдауна судья Окунева, согласно данным слитой базы данных, регистрировала свои поездки на автомобиле, принадлежащем Борису Борисовичу Окуневу (это удалось узнать благодаря слитой базе данных ГИБДД). Это муж судьи. Парковку за другое авто, записанное на супругу судьи оплачивал Окунев Борис Николаевич — его отец и свекор судьи Окуневой.

Подняв информацию о бизнесе свекра, журналисты выяснили, что он получает доходы от двух фирм: АО «Катран» и АО «НПО Аргон». Первая получает контракты от той самой ФСИН, а ещё от МВД и ФСО, а вторая — от МВД и ФСБ.

Таким образом есть все основания полагать, что у судьи Окуневой был конфликт интересов в этом деле. В итоге прямо перед процессом судью Окуневу сняли с этого дела, заменив судьей Натальей Репниковой. Она-то и отправила политика в колонию.

Министр «там никаким макаром»

В конце марта The Insider опубликовал большое расследование, посвященное 33-летней Ольге Хромченко. В нем очень много подробностей, связанных с её бизнесом, но, если вкратце, она активно участвует в различных программах по строительству платных дорог в России. Связанные с ней компании ни раз получали многомиллиардное госфинансирование. Как именно выпускница ПТУ, которая по неподтвержденной информации, могла иметь отношение к сфере эскорта, получила начальный капитал, не вполне понятно, но самое главное не это, а то, кто ей помогает или, по крайней мере, имеет возможность помочь в его приумножении. Речь идет о министре экономики России Антоне Силуанове, через ведомство которого проходили концессионные соглашения фирм Хромченко.

Глава Минфина официально не состоит в браке, но журналистам удалось связать Силуанов и Хромченко штрафами за нарушение правил дорожного движения в Калужской области. Там у министра есть земельный участок. Но мало ли кто не превышает скорость, а место может быть простым совпадением. Однако база цифровых пропусков не подвела и тут: отец г-жи Хромченко во время локдауна как раз заказывал разрешение на выезд оттуда, прямо из деревни Шувалово, где живет и министр Силуанов.

Сама Хромченко, что в наши дни редкость, ответила на вопросы The Insider, признав, что знакома с Силуановым, но ничего зазорного в этом не увидела: «Мой бизнес (...) не имеет к этому никакого отношения. Ну и что, что проекты моих компаний получают одобрение в Минфине? Естественно, это же государственный орган, как и любой другой, тот же Минпромторг. Антон Германович [Силуанов] там никаким макаром», — пояснила она. 

Однако глава «Трансперенси Интернешнл — Россия» (объявлена в РФ «иностранным агентом») Илья Шуманов все же уверен, что в этом есть все признаки коррупции. Дело в том, что у Силуанова как минимум есть все возможности повлиять на одобрение сделок её фирм даже если он лично их не подписывает, а значит налицо конфликт интересов.

Фото: Global Look Press // Антон Силуанов
Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика