29.06.2021

"Обыски у журналистов санкционируют герои расследований": Что говорят об атаке на "Проект"

Sobesednik.ru собрал мнения журналистов и политиков об обысках у журналистов, сделавших расследование о главе МВД

Фото: Global Look Press

Сегодня утром полиция пришла с обысками к главному редактору расследовательского издания «Проект», к его заместителю Михаилу Рубину, а также к журналисту издания Марии Жолобовой. Правоохранители объясняют это старым уголовным делом о клевете на бизнесмена Илью Трабера, о котором в 2017 году делал расследование «Дождь», над материалом об этом работали Баданин и Жолобова, но Рубин не имел к нему никакого отношения. Само издание не сомневается, что обыски обусловлены в первую очередь вышедшим сегодня расследование о главе МВД Влаимире Колокольцеве, содержание которого Sobesednik.ru изложил ранее, хотя сайт «Проекта» своевременно «упал».

Уже стало известно, что Баданин проходит по делу в статусе подозреваемого, а Жолобова — как свидетель. Многие журналисты и политики разделяют мнение редакции «Проекта» о причинах происходящего, однако некоторые замечают, что обычно МВД не является тем политическим актором, который может самостоятельно предпринимать какие-то действия в отношении независимых СМИ.

«Очень закономерно и логично, конечно. Теперь обыски и изъятия у журналистов санкционируют и исполняют непосредственно герои расследований», — считает журналист «Эха Москвы» Сергей Пархоменко, напоминающий об «эффекте Барбары Стрейзанд», когда реакция на материал способствует его распространению.

«Видимо, министр так хочет, чтоб про него посмотрело побольше. Давайте порадуем его! Смотрите и делитесь!» — соглашается с такой точкой зрения шеф-редактор «Дождя» Илья Шепелин.

«К [таким СМИ, как «Проект»] обращено самое пристальное внимание политической “охранки”. В отношении них проводятся действия по зачистке», — объясняет в интервью «Дождю» главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Он считает, что уголовное преследование и иные формы давления на независимых журналистов в России — «это выявленная, прямая тенденция на уничтожение независимых медиа». Муратов также отмечает, что в России «законы распространяются на всех по-разному», поэтому предсказать последствия атаки на «Проект» и на его главного редактора нельзя. «Я точно знаю, что Роман Баданин не совершал преступления против человечности, он не совершал преступления против личности, он не крал деньги из казны Российской Федерации, он не является коррупционером и он (...) даже не является немецко-фашистским захватчиком. Поэтому, мне кажется, в отношении Баданина вот такие действия являются крайне избыточными и вредными», — говорит он.

При этом Муратов не готов связывать обыски напрямую с расследованием на Колокольцева. Он считает, что подобные дела на журналистов не входят в компененцию МВД, да и о том, что готовится сам материал в МВД должны были узнать как минимум за неделю до его выхода, а никак не из анонса «Проекта», так как журналисты должны были обратиться за комментариями в ведомство. Это действительно было сделано, в расследовании приводятся скупые ответы от МВД на запросы издания.

Журналист Дмитрий Колезев однако полагает, что совсем не учитывать такое «совпадение» нельзя: «Больше похоже, что сдули пыль со старого заявления и пустили его в ход, чтобы был повод зайти к журналистам с обыском», — рассуждает он.

Соратник оппозиционного политика Алексея Навального Леонид Волков при этом однозначно расценивает утренние обыски как «явку с повинной».

Депутат Мосгодрумы Михаил Тимонов иронизирует, что судя по обыскам, в расследовании «действительно есть что посмотреть» (оно также вышло в видое-версии на YouTube).

Однако многие комментируют происходящее в более серьезном ключе: «Волна репрессий не спадает», — уверен уральский политолог Федор Крашенинников. «Как лучше всего доказать, что власть и бандиты — суть одно? — Да вот так, утренним налетом, — полагает политик Дмитрй Гудков, который был вынужден покинуть Россию после возбуждения в отношении его семьи уголовного дела. — Стабильность 20-х отличается от хаоса 90-х лишь тем, что сегодня ломиться будут силовики, а тогда могли и бандиты тоже. Это не значит, что силовики победили бандитов. Это значит, что они слились [в значении «объединились», — ред.]».

Многие журналисты в своих соцсетях призывают к солидарности с «Проектом». К примеру, «Медиазона» уже успела разместить их расследование у себя на сайте: «Журналистика — не преступление», — пишет редактор издания Егор Сковорода.

Расследования Sobesednik.ru с участием Владимира Колокольцева:

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика