Круче Штирлица: раскрыты тайны советского разведчика Кима Филби

В День Победы Sobesednik.ru рассказывает историю британского аристократа, который не знал провалов за более чем 30 лет службы

Фото: Фото в статье: стоп-кадры YouTube

В День Победы Sobesednik.ru рассказывает историю британского аристократа, который не знал провалов за более чем 30 лет службы.

Ким Филби – один из руководителей британской SIS (Секретная разведывательная служба) и одновременно советский разведчик – стал легендой разведслужб.

Кем был Ким Филби на самом деле

Ким, он же «Зенхен» («Сынок»), он же «Том», он же «Стенли», на самом деле – Гарольд Андриан Рассел Филби. Кимом мальчика, когда ему исполнилось 6 лет, стал называть отец, увидевший в нем сходство с главным героем романа Киплинга «Ким».

Знаменитый герой Второй мировой войны фельдмаршал Бернард Монтгомери был дальним родственником отца Кима, а на его свадьбе в 1910-м он, тогда еще лейтенант, был шафером. Гарри Сент-Джон Филби-старший был британским чиновником при правительстве раджи (есть сведения, что он сотрудничал с MI-6), и мальчик родился в Индии в 1912-м.

Супруги довольно быстро расстались, и Гарри лишь изредка навещал сына в Великобритании, куда мальчика увезла мать.

Вскоре Филби-старший шокировал свет, приняв ислам и женившись на саудовской рабыне. К концу жизни он стал известным ученым-арабистом.

Ким, несмотря ни на что, был привязан к отцу, чей портрет в белой арабской одежде кочевал с ним во всех поездках и до конца жизни украшал его квартиру в Москве.

Как Филби пришел в разведку

Будущий ас разведки окончил престижный Тринити-колледж в Кембридже, там и увлекся идеями социализма. Выпускниками этого колледжа, к слову, были все известные члены «Кембриджской пятерки», почти все они – аристократы (Энтони Блант и вовсе был в родстве с королевской семьей), все заняли важные посты в разведке и МИДе Британии.

И все работали на СССР отнюдь не за деньги. Они не были предателями. Они выбрали свой путь сознательно.

Филби активно участвует в работе левых кружков. Так, в 1933-м колесит по Европе, в его багаже – не только листовки, но и паспорта, письма, деньги... Все это – в помощь бегущим из Германии и Австрии людям левых взглядов. В наступавшем коричневом сумраке им был один путь – в концлагеря. Их спасала Международная организация помощи революционерам (МОПР). Филби – один из ее курьеров.

А по возвращении в Лондон, в 1934-м, его находит советский резидент Арнольд Дейч («Отто»), и Ким соглашается работать на СССР, так как не видит другой альтернативы борьбы с фашизмом.

С этих пор он отходит от левых. Работает журналистом, вступает в Англо-германское торговое общество, его приглашают в посольство Германии и даже представляют послу рейха Риббентропу...

Москва поручает Филби отправиться в Испанию, где шла гражданская война. Ему предстоит «быть на стороне Франко», собирать информацию для СССР и постараться заинтересовать английскую разведку. Вскоре Ким – уже корреспондент «Таймс» в Испании. Дважды чуть не погиб там и был даже награжден лично генералом Франко.

Филби решил исход Курской битвы

В SIS Филби попал в 1940-м, свою жизнь в разведке с некоторым юмором Ким описал в книге «Моя тайная война». В частности, он имел возможность читать все расшифровки радиоперехватов фашистов.

– К началу 1942-го слабая струйка перехватываемых радиограмм абвера превратилась в поток, – писал Филби.

Естественно, все они оказывались на Лубянке, тем более что официальный Лондон не спешил делиться с союзниками информацией.

Во многом благодаря Киму была выиграна Курская битва, переломившая ход войны. Ему удалось добыть информацию о толщине и составе считавшейся непробиваемой брони новых немецких танков – «Тигров». Благодаря этому в СССР успели создать снаряды, способные справиться с новинкой немцев.

Обложка книги Филби "Моя тайная война"

Но у нацистов тоже были разведчики, им стал известен план расположения советских войск в районе Прохоровки. Филби успел предупредить об этом Москву. В последний момент командованию Красной армии удалось изменить дислокацию, что и решило исход битвы...

Только за время войны Филби передал в Москву 914 документов. А в 1944-м Филби возглавил 9-е управление SIS. Очень удачное назначение – оно занималось советской и коммунистической деятельностью в Британии...

Что спасало Филби от провалов

– В августе 1945-го Филби чуть не провалился из-за попытки сотрудника резидентуры в Стамбуле Волкова получить убежище у англичан взамен за информацию о проникших в британскую разведку и МИД советских агентах. Киму повезло: именно ему поручили это дело. Вскоре Волкова вывезли в Москву и прикончили, – рассказывает Михаил Любимов, экс-резидент в Лондоне, хороший знакомый Филби.

По сути, каждый из эпизодов работы суперагента достоин «бондианы»: более 30 лет Филби работал одновременно и на британскую разведку (причем сделал головокружительную карьеру, его даже прочили в руководители всей службы), и на Советский Союз, и не провалился ни разу.

Экс-разведчик Михаил Любимов

Британия наградила его орденом Британской империи (но позже, естественно, отняла). СССР – тремя орденами во время войны и одним после нее.

В 1963-м Филби оказался на грани провала, но ему удалось бежать из Бейрута в Москву. В СССР он жил вполне комфортабельно – ему выделили квартиру на Патриарших, предоставляли машину с водителем, он получал британскую прессу, из Лондона ему присылали посылки с любимыми мелочами – одеждой, сигаретами «Житан» или «Голуаз», соусами...

– Неприхотлив был Филби, не жаждал ни собственности, ни роскоши – вполне хватало ему тихого уюта в центре Москвы, заботливой женской руки, кухоньки с замысловатыми специями, соусами и горчицами, пластинки Шопена на старом проигрывателе, – вспоминает Любимов. – Библиотеку свою он без труда получил из Лондона. Английские власти не ставили палки в колеса и свободно пускали в Москву его родственников...

Филби с последней женой Руфиной Пуховой

Филби с женой могли путешествовать,  но только по стране или в страны соцлагеря. Однажды они – под чужими фамилиями – отправились на Кубу (Фидель лично дарил ему сигары)... Вот только работы для него не было.

– Филби скучал, он жаждал деятельности, но она так и не наступила, – продолжает Любимов.

– Ким, допуская свой провал и побег в СССР, представлял свою жизнь иначе: утром машина у подъезда, ровно в девять – служебный кабинет на Лубянке, телефонные звонки, срочные телеграммы... Ведь такой агент, как Филби, стоит десяти отечественных лбов.

В 1974-м, когда Любимов, по его выражению, «стал заправилой антианглийской деятельности на всей нашей планете» (зам. начальника отдела, ведал английской линией), он решил привлечь Филби к подготовке будущих нелегалов. В то время в Британии из-за предательства была провалена целая сеть. Так у Кима появилось важное занятие.

– Семинары проводились на конспиративной квартире, – рассказывает Любимов. – Три-четыре человека приходили туда и за кофе, а иногда и виски, в непринужденной обстановке он обучал ребят азам мастерства.

Ким Филби

Эти уроки его ученики помнят до сих пор.

– Несмотря на то, что жизнь здесь имеет свои сложности, я привязан к этой стране и больше нигде не хотел бы жить. Это моя страна, я служил ей более полувека и хочу найти здесь свое последнее пристанище. Я хочу, чтобы мой дух упокоился на этой земле, – сказал Филби в марте 1988-го, в своем последнем в жизни интервью «Санди Таймс». В мае Филби не стало. Он похоронен на Кунцевском кладбище.

Похороны Филби на Кунцевском кладбище

кстати

Алмазный барельеф

В 1947-м Филби был награжден орденом Красного Знамени. Кроме этого, связник передал Киму ценный подарок: барельеф горы Арарат, выполненный из реликтовых пород дерева, с инкрустациями золотом, платиной, бриллиантами...

Где бы ни жил Филби, барельеф стоял у него на видном месте. Восторженным гостям он объяснял: купил у старьевщика в Стамбуле, вещице более 100 лет.

После бегства Кима в СССР в его лондонской квартире проводили обыск. И один искусствовед обратил внимание на барельеф. Выяснилось – вещь-то не старинная. Да и такой вид у вершины Арарата можно наблюдать только с территории СССР...

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика