В Подмосковье появился свой "сектор Газа"

Жители почти десятка городов Подмосковья протестуют против свалок. Корреспондент Sobesednik.ru побывал в Волоколамске

Фото: Виктория Савицкая / «Собеседник»

Жители почти десятка городов Подмосковья протестуют против свалок. Корреспондент Sobesednik.ru побывал в Волоколамске.

В минувшее воскресенье в Волоколамске прошел очередной митинг: на главную площадь города вышли порядка 5 тысяч человек. Люди требуют, чтобы закрыли полигон «Ядрово», а в городе ввели режим ЧС.

#Яд(рово)

«Собеседник» в №11 и №12 уже писал о борьбе волоколамцев с местными властями против опасной местной свалки. После того как дети из-за превышения ядов в воздухе попали в больницы и жители буквально накинулись на главу района, местные власти стали делать вид, что проблема решается: начали раздавать людям респираторы, что выглядит издевательством. Но даже респираторов на всех не хватило, их будут еще докупать.

Власти, к слову, пообещали прекратить ввоз мусора, ввести режим ЧС и закрыть свалку к 14 апреля. Но это едва ли будет выполнено, считают жители.

– У нас почти каждую ночь жутко воняет, – рассказывает мне одна из активисток. Мы стоим на площади Волоколамска, и время от времени ветер приносит неприятный запах с того самого «Ядрово». У меня начинает щипать глаза.

На площади стоит машина МЧС с экраном, где высвечиваются результаты замеров примесей в воздухе. Лаборатория МЧС проводит замеры каждые 4 часа в различных точках района. Однако почему-то их приборы показывают, что всё в порядке. Почему же тогда людям плохо? Почему воняет?

Если выбросы со свалок не прекратятся – никакие противогазы не спасут
Если выбросы со свалок не прекратятся – никакие противогазы не спасут
// Фото: Виктория Савицкая / «Собеседник»

– Этот полигон был открыт в 1979-м, и много лет все было в порядке, – объясняет глава городского поселения Петр Лазарев. – Но в 2000-х свалку продали коммерсантам и отдали им дополнительные 30 га. Гора мусора разрослась, а на здоровье волоколамцев всем плевать.

Сам Лазарев живет в центре города, его жена и дети приезжают в Волоколамск лишь на выходные, но и то успевают прочувствовать местный запашок – сразу начинает першить в горле.

Среди митингующих я встретила Светлану Федорову – медсестру терапевтического отделения ЦРБ, где еще две недели назад детям, отравившимся выбросами со свалки, ставили обычную ОРВИ.

– Нам дали установку: молчать – главврач запугивает персонал. Меня после такого выступления могут и уволить, – заявила «Собеседнику» медсестра. – Хотя людей поступает немало с симптомами отравления (точно не знаю, я не сотрудник регистратуры). Могу сказать одно: у многих молодых кровь идет носом – это из-за свалки. Даже у моего 38-летнего сына такая проблема.

Цепная реакция

Благодаря тому, что волоколамцы восстали против свалки, число мусоровозов в «Ядрово» несколько сократилось. Но сами-то отходы никуда не делись! Оставшийся мусор стали свозить на Алексинский карьер в Клин.

И теперь головная боль появилась у клинских властей: тамошние жители тоже отказываются дышать сероводородом, и многие уже обратились в больницы с жалобами на состояние здоровья. Врачи, кстати, отреагировали так же, как и их волоколамские коллеги – ставят ОРВИ.

Фото: Виктория Савицкая / «Собеседник»

Но главу Клинского городского округа Алёну Сокольскую, очевидно, вопрос вони пока не сильно беспокоит. «Всеми уже подтверждено – этот запах не вреден! Он неприятен, но не вреден! Допустимые нормативы не превышены», – заявила она.

Диагноз

Симптомы отравления сероводородом (по МКБ-10)

Головные боли

Слабость

Скачки давления

Расстройство желудочно-кишечного тракта

Носовые кровотечения

Жжение слизистых оболочек

Не обращают внимания на проблему полигонов и власти других подмосковных городов – Коломны («Воловичи»), Дмитрова («Непейно») и Серпухова («Лесная»): люди уже давно борются, делают всевозможные экспертизы, перекрывают дороги мусоровозам... А главам районов хоть бы хны: машины с отбросами продолжают ехать, а люди – задыхаться.

Впрочем, что касается серпуховской свалки «Лесная», которая находится на границе города и района, то тут мнения властей сильно расходятся:

– Администрация Серпуховского района, на территории которого расположен полигон ТБО «Лесная», выступает за немедленное закрытие свалки. Об этом многократно заявлял глава муниципалитета Александр Шестун, – поясняет руководитель пресс-службы администрации Серпуховского района Дмитрий Староверов.

В то же время администрация соседнего муниципалитета – города Серпухова – и ее глава Дмитрий Жариков, наоборот, выступает за сохранение полигона и его «разумную эксплуатацию».

Местные жители продолжают требовать закрытия свалки, которая всего в 800–1000 метрах от ближайших жилых домов и города, и района. Но добьются ли закрытия свалки?

В этом году, несмотря на протесты жителей, дмитровский полигон «Непейно», равно как и ногинский «Тимохово», планируют не закрывать, а скорее наоборот – расширять.

Однако скоро может все круто поменяться: выбросы из Алексинского карьера (Клин) распространились аж на 17 км в сторону Москвы, и сероводородом запахло в деревне Решетниково. А деревня эта находится по соседству с Завидово, где расположена резиденция Путина.
Видимо, придется россиянам подождать, пока президент запашок не почувствует.

Мнение эксперта

Координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов:

– Проблема со свалками уходит корнями еще в конец 70-х годов: тогда эти вопросы решали муниципалитеты, которые и организовали мусорные полигоны на местах бывших карьеров. Но со временем состав мусора сильно изменился (раньше он в основном состоял из гниющих безвредных продуктов питания, пластиковых и полимерных отходов не было вовсе, а бумагу отправляли на макулатуру). Да и численность населения в Москве и области тоже выросла, соответственно мусора стало больше. Но решением вопроса никто не занимался вплоть до 2012-го (а последние изменения в программу были внесены и вовсе меньше двух лет назад).

За все, что происходит со свалками в Подмосковье, несет ответственность региональная власть. Их ошибка в том, что реформу свалок начали неправильно: они разом закрыли 20 полигонов, вместо того чтобы снижать их загруженность и наладить рекультивацию (ее должны были проводить собственники, а теперь это будет за счет бюджета, то есть за наш с вами). И что мы видим: полигоны закрываются один за другим, соответственно мусор свозят на еще не закрытые полигоны. То есть одна и та же проблема с выбросами и запахом просто перекочевывает в другой город.

С 2019 года в Подмосковье будет раздельный сбор отходов (сухие и мокрые): пилотные проекты уже есть в Мытищах и в Дубне. К тому же будут построены мусоросжигательные заводы (МСЗ), которые многих пугают. На самом деле если будут стоять (и своевременно меняться) хорошие фильтры, то МСЗ окажутся куда экологичнее, чем нынешние ТБО.

Между тем:

В эти выходные протесты начались в Воскресенском районе – как раз против МСЗ, который уже начали строить без разрешений и близ жилья.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №13-2018.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика