"Баллада" для Голубкиной: как снимали фильм, едва не загубивший карьеру Рязанова
Советская комедия, снятая в 1962-м по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно", сегодня смотрится совсем по-другому
Советская комедия, снятая в 1962-м по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно», сегодня смотрится совсем по-другому. Кто бы мог подумать, что кино с темами феминизма, сексизма, гендерной дискриминации, идентификации, равных возможностей, которые каким-то образом собрались в «Гусарской балладе», можно было снять как веселую, авантюрную музыкальную комедию.
Легкая и веселая картина стала серьезным поворотом в жизни ее создателей. Для Ларисы Голубкиной она была дебютом, да так и осталась главной работой в кино. Автору сценария Александру Гладкову фильм едва не стоил профессиональной репутации. Да и сам Эльдар Рязанов сначала чуть было не вылетел из профессии, и только невероятный кассовый успех «ГБ» (лента стала лидером проката летом 1962 года, собрав 48 млн зрителей) спас и даже дал хороший толчок его карьере.
Справка
«Гусарская баллада», комедия, «Мосфильм», 1962
Авторы сценария: Александр Гладков, Эльдар Рязанов.
Режиссер: Эльдар Рязанов.
В ролях: Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Игорь Ильинский, Николай Крючков.
В фильме использована часть костюмов, создававшихся для съемок фильма «Война и мир».
Гнев Фурцевой
Премьерный показ «ГБ» был полным провалом для Рязанова. Дело в том, что режиссер получил очень серьезный государственный заказ – снять героическое кино к юбилею Бородинской битвы. Никто, конечно, не предполагал, и даже сам Рязанов не думал, что из этого получится развеселая комедия, а не патриотическая сага.
За 10 дней до выхода картины министр культуры СССР Екатерина Фурцева устроила дичайший разнос режиссеру, который искренне ждал одобрения. Особенно министру культуры не понравилась роль Ильинского. «Как может комик играть великого русского полководца?!» – гневно отчитывала Фурцева Эльдара Александровича. В итоге, совсем распалясь, министр потребовала фильм положить на полку, а Рязанова уволить.
К счастью, до этого дело не дошло. Возможно, потому, что Лариса Голубкина в роли юного корнета Фурцевой как раз очень понравилась. Для Голубкиной съемки в «Гусарской балладе» имели длительные последствия, и она до сих пор размышляет, как бы сложилась ее судьба, если бы не этот фильм.
Отбор претенденток
Замысел Рязанова снять такое кино родился из увиденного им спектакля. Переделав пьесу Гладкова в сценарий, Рязанов тут же принялся искать актрису. Параметры были четкие: это должна быть девушка, на которой одинаково хорошо выглядит и пышное платье, и гусарский мундир. И еще она должна была уметь говорить мальчишеским басом, скакать на лошади и убедительно изображать отвагу.
Первой на роль Шурочки Азаровой пробовалась Людмила Гурченко. Но у нее был сложный период в личной жизни, и она сыграла плохо. Да и ее худоба смущала режиссера – сможет ли субтильная Гурченко скакать на коне в воинской амуниции? Гурченко отказали. Были отвергнуты и все красавицы со слишком соблазнительными женскими формами.
Отверг Рязанов и молоденькую Свету Немоляеву. Во-первых, она провалила пробы, и во-вторых, как она сама вспоминала: «Все-таки я была пухленькая, и правильно Рязанов меня не взял». К слову, Рязанов не взял потом Немоляеву и в «Иронию судьбы» на роль Наденьки.
Голубкина
Однажды помощники Рязанова, которые уже сбились с ног, принесли режиссеру несколько фотографий выпускниц ГИТИСа, и среди них была никому не известная Голубкина. Рязанов понял, что это она, его Шурочка. И даже потом в книге написал, что природа поднатужилась и создала Голубкину специально для его картины. Лариса Ивановна до сих пор считает это комплиментом.
На свой первый гонорар – 4,5 тыс. рублей – Голубкина купила дачу для родителей. Актрисы ей страшно завидовали, а Гурченко много лет не могла смириться с тем, что проиграла пробы «молодой выскочке». Людмила Марковна признавалась потом Ларисе Голубкиной, что она ее видеть просто не могла после «Гусарской баллады».
Девица Надежда Дурова – прототип Шурочки – не играла в куклы, она предпочитала сабли и росла сорванцом. Хотя ей потом пришлось выйти замуж и даже родить ребенка, она участвовала в сражениях во время войны с Наполеоном и 10 лет скрывала свой пол. Службу начинала рядовым в конном полку под фамилией Соколов. Когда Соколову вручал орден сам Александр I, воину пришлось рассказать о своем секрете. Император был шокирован, но оставил девицу служить дальше, даровав ей новое имя – Александр Александров.
Каминг-аут боевой деве устроил Пушкин, опубликовавший записки, которые Дурова ему отправляла. Но даже при этом ее хоронили с воинскими почестями.
Смешной Кутузов и Ржевский с радикулитом
Кастинг на роль поручика Ржевского выиграл Юрий Яковлев, обойдя на пробах Сергея Юрского, Александра Лазарева и Вячеслава Тихонова. К тому же он лучше них держался в седле. Но, как на грех, на съемках у Яковлева обострился радикулит – настолько, что на коня его приходилось буквально закидывать во всей амуниции, а потом точно так же стаскивать.
Голубкина, впрочем, тоже на съемках пострадала. Ее прыжок с балкона снимали восемь раз, и на восьмом дубле на полу разъехались страховочные матрасы. И Голубкина, спрыгнув, серьезно травмировала ногу – перелома не было, но связки были порваны. С тех пор актриса живет с постоянными болями в ноге.
Ильинский – Кутузов, который так разозлил Фурцеву, переехал в «Гусарскую балладу» прямиком из «Карнавальной ночи», где играл нелепого Огурцова, и вообще, играл прохиндеев и глупых чиновников. Рязанов был настолько уверен в выборе актера, что и не подумал спросить худсовет. Худсовет в итоге обвинил Рязанова в клевете.
Ильинский, кстати, не горел желанием сниматься в очередной комедии. Он мечтал сыграть в кино серьезную драматическую роль, а комедии считал баловством.
Пили на съемках
На съемках, в кадре, все пили шампанское, так захотел сам Рязанов. Он считал, что это придаст большей непринужденности фильму. Ну и вообще, чтобы было весело работать.
Понятно, что веселье продолжалось и после съемок. «Пусть плещет вино, я пью, все мне мало», – пела Татьяна Шмыга, игравшая роль француженки Жермон, и рассказывала, как во время перерыва к ней подходили гусары и интересовались, нет ли у нее трешки, чтобы сбегать в магазин. В итоге жертвой расслабленной атмосферы стал сам режиссер. Пиротехник, напившись, хотел дать сигнал, что всадникам пора скакать, и пальнул шашкой точно в спину Рязанову. Счастье, что она не успела загореться. Эльдар Александрович в шоке и ярости скинул ватник и высказал все, что он думает о пиротехнике, о подчиненных, о гусарах, съемках, пьянстве и жизни в целом.
На следующий день на выпивку был наложен строжайший запрет. И во всех последующих картинах Рязанова напитки на съемках были не крепче ряженки.
Кроме натуральной атмосферы, Рязанов требовал и настоящих драк. А актеры махали саблями в воздухе, но не решались всерьез ударить друг друга. Рязанов кричал «стоп» и возмущался, что ему показывают липу. Актеры спорили: мол, после первого же натурального дубля уже некого будет снимать. Рязанов подумал-подумал, велел притащить на площадку кучу деревяшек и засунуть их актерам под мундиры. В таких «бронежилетах» они и дубасили друг друга уже без тормозов. Режиссер был доволен.
Цитаты
Не мог же, право, отступать я, когда она чуть не рвалась из платья!
* * *
Заслужил – носи! Крестами так швыряться не пристало. Чай, не шпильки.
* * *
А девкой был бы краше.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №19-2021 под заголовком «"Баллада" для Голубкиной».