"С чем выходить сегодня к зрителям?": Пугачева растерялась из-за событий в стране
Алла Пугачева сделала неожиданное признание за кулисами, еще раз подтвердив, что неотделима от народа
Алла Пугачева сделала неожиданное признание за кулисами, еще раз подтвердив, что неотделима от народа.
О растерянности Примадонны, которая была вызвана тревожными событиями в стране, в интервью Sobesednik.ru, повествуя об архивной фотографии 16-летней певицы, рассказал режиссер Александр Левенбук.
Как начиналась карьера Аллы Пугачевой
Декабрь 1965 года. Алла Пугачева недавно поступила в музыкальное училище, окончив 8 классов 496-й московской школы, и получила приглашение записать песню «Робот» – ее первую! – для передачи «С добрым утром!». Девочку Аллу, которой было всего 16, тогда страна, конечно, еще не знала – ни в лицо, ни по голосу.
Неизвестно, когда бы Алла попала на всемогущее Всесоюзное радио, если бы не самые первые ее гастроли – по Уралу и Сибири. Это было в том же 1965-м месяцем раньше. Алла отработала тур в составе сборной эстрадной программы Лившица и Левенбука «Пиф-Паф, или Сатирические выстрелы по промахам». Как это было, какой была девочка Алла, «Собеседнику» рассказал сам Александр Левенбук, артист, режиссер, худрук театра «Шалом».
– С Аллой я познакомился, когда ей было еще 15 лет и 3 месяца. Ее, еще совсем девочку, к нам привела ее подруга, дочка одного администратора в Москонцерте.
Мы тогда занимались в Доме учителя на Кузнецком Мосту, и с нами там был режиссер, заслуженный артист республики Борис Леопольдович Левинсон.
– Он ее забрал и увел куда-то в зал с фортепиано: «Мы на 15 минут, позанимаемся». И вот он ее послушал, поговорил, приводит обратно и говорит нам: «Вы ее особенно не учите, она сама талант!»
Это были замечательные слова, которым мы, в общем, и следовали. И когда мы отправились в те гастроли, мы для Аллы решили взять песню нашего пианиста Левона Мерабова на слова Михаила Танича «Робот».
Но сначала надо было отпросить юную певицу у ее мамы и у руководства училища. Это было сложной задачей. Сначала мама Аллы Зинаида Архиповна категорически отказалась отпускать девочку к черту на рога «куда-то в Пермь, в Свердловск», хотя Александр Левенбук клялся и божился, что лично будет присматривать за ней. И тогда компания зашла с обоих флангов. Алла стала действовать через родственников мамы, бывших артистов оперетты, а Левенбук пришел к Зинаиде Архиповне с личным визитом. И лед тронулся!
– Когда вопрос встал уже ребром, мы приезжаем к маме домой и я снова прошу: «Отпустите, пожалуйста, девочку с нами. Какую мы ее берем, такую и вернем – в целости и сохранности!» – рассказывает Левенбук.
– И мама сдалась. Да еще и дала нам тогда с собой трехлитровую банку квашеной капусты собственного изготовления. Мы, значит, взяли девочку, взяли банку с капустой и уехали. Капуста была отличная. Ну а про девочку Аллу и говорить нечего – и так все знают.
Зинаида Архиповна помогла решить проблему с «прогуливанием» дочерью училища. Она написала директору заявление с просьбой дать Алле годовой академический отпуск по состоянию здоровья.
Будущая Примадонна получала 5 рублей за концерт
– В той поездке Алла пела так называемые служебные песенки, которые специально к нашей программе написали Танич и Френкель, – продолжает Александр Семенович. – Поскольку на такие песни зазвать какую-то маститую певицу было нереально, мы взяли вот такую девочку Аллу. И не ошиблись! Она пела, иногда сама садилась за рояль, иногда ей аккомпанировал наш квартет. И мы с первого же концерта заметили, что, во-первых, эта неизвестная девочка имеет успех, а во-вторых, такой успех, что у зрителей иногда слезы появлялись. Мы объехали весь Урал, потом Сибирь, вернулись, и уже тогда Алла показалась в «Добром утре», где и прозвучала песня «Робот».
– Александр Семенович, но вы-то наверняка уже тогда почувствовали, что из этой девочки получится крутая звезда.
– Вы знаете, тогда мы об этом совсем не думали. Звезда или не звезда... таких слов у нас и в обиходе-то не было, да и не принято было об этом рассуждать.
– А то, что Алла талант, было видно сразу. Причем у нее уже тогда был талант общения со зрителями. Она знала, зачем выходит на сцену, она выходила петь не себе, не коллегам, а зрителям. Это самое важное в артисте.
Ну и кроме того, я помню, что эта девочка была совершенно безукоризненна в бытовом общении. Она была скромной, тихой, тактичной, сосредоточенной на своей работе и ничем нас не обременяла. Ни одной претензии, ни одной жалобы или требования мы от нее не слышали, хотя получала она тогда по статусу копейки – 5 рублей 50 копеек за концерт.
– А она красивая была в свои 15–16 лет?
– Ой, а кто же в 16 лет не красивый? – хохочет Левенбук. – Но я так скажу: она была непохожая на других ни в манере работы, ни в манере поведения. И еще, пожалуй, она была капельку нескладная и при этом была очень хороша. Это сейчас, оглядываясь назад, мы пытаемся в ней разглядеть нынешнюю Пугачеву, масштабную величину, а тогда она была просто девочкой Аллой.
Кстати, интересно, что мы, относясь к ней очень-очень хорошо, никогда не называли ее уменьшительно-ласково – всегда только Алла. Видимо, интуитивно чувствовалось, что она не нуждается в покровительстве. Так что мы только изредка подсказывали какие-то вещи, но чрезмерными советами и опекой не надоедали.
Я даже не знаю, был ли у нее, 16-летней, какой-то мандраж перед выходом на сцену – внешне она всегда была спокойной и собранной. И мы за кулисами каждый раз безмерно удивлялись, как начинающая девочка, поющая неизвестный репертуар, умудряется сразу иметь успех.
Неотделима от народа
– Мы были очень довольны Аллой, но когда закончились гастроли, мы пожелали ей успеха и, к сожалению, расстались. У нее была своя дорога. Но она не забыла нас. И с тех пор она меня всегда приглашает на свои торжества и юбилейные вечера. И всегда мне дает второе слово после мэра или после министра. Она не забывает никогда, как все начиналось, хотя право забыть имеет, потому что ее никто не сделал, она звезда в высшей степени self-made, – говорит Левенбук.
– О чем вы говорите, что вспоминаете, когда встречаетесь с Аллой?
– Она со мной очень откровенно всегда разговаривает. Когда открывался наш еврейский театр «Шалом», она, конечно, приехала, несмотря на то, что я ее позвал за несколько часов до торжества. Она только лишь спросила: «Когда открытие?» – и когда я сказал, что сегодня (ну так получилось), она говорит: «Ну ты бы еще завтра мне позвонил!» Но приехала. Она говорила со сцены такие простые слова о том, что она хорошо знает смысл слов «еврейское счастье», и плакал буквально весь зал. Алла – умница.
– Потом она ушла со мной в кабинет и говорила: «Саша, я не знаю, с чем выходить-то к зрителям сегодня?» Она имела в виду вообще сцену и творчество. Это было время перестройки, жизнь очень сильно и резко менялась, и ей надо было внутренне почувствовать и осознать, что нужно нести людям.
Она все время об этом думала, потому что она не только большой артист, она – гражданин. Ее волновала новая жизнь страны, в ней всегда было гражданское достоинство и гражданская забота. Чудес ведь не бывает. Я имею в виду, что Алла достигла своих высот благодаря тому, что она всегда была неотделима от народа. Несмотря на всю оригинальность, она неотделима от простых людей. Она такая, как мы, в ней происходят те же изменения, что и в нас. Только, может быть, точнее и раньше.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №18-2021 под заголовком «16-летняя Пугачева и квашеная капуста».