От богини советской эстрады до рок-звезды: как Пугачева меняла мужчин и образы
Sobesednik.ru исследовал взаимосвязь между творческим путем, личной жизнью и трансформацией имиджа Примадонны
За 55 лет на сцене Алла Пугачева много раз менялась, но оставалась неповторимой и непревзойденной.
Свою первую песню – «Робот» – она записала на радио, когда ей было шестнадцать. Сегодня ее никто не станет слушать, но тогда, в советском 1965-м, среди общего белого шума про коммунизм-патриотизм она прозвучала очень свежо. И в общем с тех пор Пугачева могла менять все что угодно – длину юбки, вес тела, цвет волос, мужчин, могла петь рок, рэп, соул и сладкую попсу, но Кобзоном она не была никогда. Не была ни партийной, ни сервильной, держалась всегда в стороне от этого всего и потому временами попадала в стоп-листы госцензуры. Но когда ее уговаривали не петь в концерте какую-нибудь песню, которая могла быть не так истолкована властью, она упрямо пела. Например, «Эй, вы, там, наверху! От вас опять спасенья нет!» Свобода, упрямство и независимость (плюс талант к хорошей провокации) – стиль Пугачевой.
Советская эстрада
Замуж Алла Пугачева вышла в 69-м, в 20 лет, за Миколаса Орбакаса, артиста цирка, – они оба учились в эстрадно-цирковом училище. Через год с небольшим у них родилась дочь Кристина, но сам брак продлился ровно четыре года. Эстрадный период Пугачевой длился дольше. Но обычные вроде бы эстрадные песни (хотя как обычные? Были среди них песни и Шаинского, и Таривердиева, и Тухманова, и ее собственные) она пела уже своим «пугачевским» бархатно-шершавым голосом и с личными интонациями. Ее уже узнавали просто по голосу и манере петь. На концерты юная и стройная Алла Пугачева надевала свободные и длинные платья, несколько копируя стиль Эдиты Пьехи. Знаменитые балахоны пришли чуть позже. Семидесятые годы – это, конечно, песня «Арлекино». С ней к Пугачевой пришла слава и известность в странах соцлагеря. Мировая известность ни одной русскоязычной певице из СССР не грозила по понятным причинам, и «шведская попытка» (альбом Watch out) по большому счету ничего не изменила в этом раскладе сил.
Ну а затем в ее творчестве наступил период Раймонда Паулса. В плане человеческих отношений он был сложен: взаимная ревность к другим певицам и авторам, возможно, несколько подогревалась тогдашним мужем Пугачевой, режиссером и очень предприимчивым человеком Александром Стефановичем. Но «Миллион алых роз», «Маэстро», «Старинные часы», «Без меня» – это безусловная эстрадная вершина Аллы Пугачевой, которую уже восторженно стали называть Примадонной. Да и совместные выступления поддерживали интерес публики: прохладный джентльмен и горячая рыжекудрая Алла были ярким дуэтом.
Алла вскоре сменила мужа – с 1985 по 1993 год это был Евгений Болдин, – но не маэстро Паулса. Именно в эти годы певица начала носить свои знаменитые сценические балахоны – платья свободного фасона с широкими рукавами. Первый такой балахон был сшит кутюрье Вячеславом Зайцевым для фильма «Женщина, которая поет». С тех пор Алла Борисовна не расставалась с этим фасоном.
Разумеется, широкая общественность вовсю судачила насчет фигуры и личной жизни певицы Пугачевой. Тогда Пугачеву это еще задевало, но ее реакцией на эти обсуждения была насмешка – она написала и спела песню «Кошки», и от нее отвязались. На время. Пока не начали обсуждать ее пластические операции и новых мужей.
Рок, Кузьмин и Челобанов
В конце 80-х Алла Пугачева стала рок-звездой. «Когда меня ты позовешь», «С тобой и без тебя», «Две звезды» – незабываемые, мирового уровня хиты Владимира Кузьмина их дуэта с Пугачевой. Блузоны с погонами, кепи, брюки, любовь, адреналин – это был прекрасный рокерский период в творчестве певицы, жаль, продлился он не так долго, как хотелось бы. Их роман начался, когда Пугачева приехала на концерт Кузьмина в Ленинграде, а закончился из-за отъезда Кузьмина в Америку.
Но период рока (уже во всех смыслах) в жизни Аллы Пугачевой продолжался. В начале 90-х абсолютно все говорили о романе Пугачевой и Сергея Челобанова. Он приехал из Саратова, был боксером, стал певцом и композитором. Это был молодой красавец одного с Кузьминым типажа. С Челобановым Алла записала песню «Незваный гость», на нее сняли клип. Алла Борисовна, как говорили, даже подарила фавориту студию звукозаписи и всячески его продвигала. Но преградой всем ее усилиям стала наркозависимость Челобанова, и их отношениям пришел конец. Пугачева надолго исчезла из публичного пространства. Подруга Пугачевой (видимо, как водится, заклятая) рассказывала, что это партнерство чуть не закончилось трагедией. Пугачева тогда чуть не умерла от заражения крови в швейцарской клинике, куда она легла на радикальную омолаживающую пластику. Что-то пошло неудачно, Пугачевой занесли инфекцию, у нее «постоянно поднималась температура, она исхудала и тихо загибалась, было страшно смотреть», – делилась Мила Андреева.
Алле Борисовне, впрочем, приписывали еще отношения с Тальковым, но даже если это и правда, то тут скорее он находился «в страдательном залоге». Алла Борисовна стала уже вполне хозяйкой своим чувствам. В период 90-х Пугачева зажигала. Ее наряды стали совсем смелыми, хулиганскими, даже панковскими. Она надевала и в пир и в мир лосины, блузоны оверсайз, пышные юбки-пачки, кожаные шорты, подпоясывалась металлическими ремнями, носила кепки поверх неизменной копны волос а-ля диско-шик.
Некоторые осуждали звезду за то, что она набрала вес и щеголяет в мини, но Аллу Пугачеву это уже не волновало – казалось, она решила: гори все синим пламенем, ничего личного, джаст бизнес и эпатаж.
Зайка моя, Киркоров и Галкин
С тех пор как маленький мальчик Филипп увидел великую Аллу и до их помолвки прошло 17 лет. Светская летопись гласит, что Киркоров долго ухаживал за Примадонной, прежде чем в 1993-м на вечеринке у Бари Алибасова и группы «На-На» преподнес ей кучу желтых роз, и пара объявила о помолвке. Это известие стало настоящим шоком для широкой публики. Свадьба состоялась через год в Питере, где Филипп был на гастролях. Звездный фотограф Валерий Плотников рассказывал, что отказался фотографировать этот «неравный брак» – настолько его, как и многих других, раздосадовал такой выбор Пугачевой. Но если Алла Борисовна решила, то так тому и быть – паспорта молодоженам вручал лично мэр Питера Собчак. Забавно, что этот очередной штамп Пугачевой поставили в графе «Дети», потому что в «Семейном положении» уже не было свободного места.
Некоторые критики считают, что реально великая Алла Пугачева осталась в 80-х годах. Что самая интересная часть ее карьеры в 90-х сменилась эстетической девальвацией и деноминацией стиля. Последние 30 лет страна знает совсем другую Пугачеву. Замечательные композиторы Паулс, Зацепин, Кузьмин, да и она сама как композитор ушли в прошлое, на смену этому пришла «Зайка моя» и «Мадам Брошкина». Но разве не сама страна этого хотела и рукоплескала попсе?
Впрочем, и тут все не так просто, как может показаться. «Мадам Брошкина» – чем не самоирония? А выбор мужей разве не отражает и сатирический талант Пугачевой, и ее свободу и независимость? А выбор одежды? Джинсы, майки, свитеры, платья с разрезом до пояса, хулиганские кеды и пальто – да скорее ее нынешний муж Максим Галкин будет носить пенсионерскую одежду, чем Пугачева расстанется с молодостью.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №01-2021 под заголовком «Зайки Аллы Пугачевой».