Украина, ингуши, гомосексуалисты: кого "запрещали" на "Артдокфесте"

«Собеседник» посмотрел фильмы «Артдокфеста», снятые с показа в 2021 году

Фото: фото: официальный фотобанк "Артдокфеста", в статье: кадры из фильмов

«Собеседник» посмотрел фильмы «Артдокфеста», снятые с показа.

Фестиваль «Артдокфест» в России – это настоящий культурный фронт. Приходишь и каждый день сталкиваешься с отмененным по политическим причинам сеансом. В день закрытия на президента «Артдокфеста» напали прямо в фойе. Документальное кино режет глаза сильнее, чем игровое.

Принцип «не смотреть, не пущать» стал заметно выигрывать у слогана фестиваля-2021 «Наденьте маски на лицо, но не на глаза».

Пожертвовав одним фильмом и выложив его в интернет, свободолюбивый рулевой фестиваля Манский поначалу уверенно говорил, что требования еще одной группы недовольных – с чеченскими корнями – намерен проигнорировать. Однако пришлось не просто прогнуться под них, но и взять на себя табу на рассказ о причинах – по крайней мере до конца фестиваля. А потом пришлось отказаться еще от двух фестивальных сеансов.

Что же это за фильмы, которые нельзя смотреть россиянам? «Собеседнику» удалось их посмотреть и поговорить с создателями.

«Родимое пятно» (Украина)

20-минутная зарисовка киевлянки Марии Шевченко о своих путешествиях в Крым к матери, больной шизофренией. Чисто семейная история. Самое «страшное», что есть в картине, – титр о поддержке посольства США на Украине.

Отменен после угроз группировки SERB. «Они его, конечно, не видели, но зацепились за фразу в аннотации «Путешествие героини по оккупированному Крыму», – прокомментировал «Собеседнику» президент фестиваля.

Режиссер рассказала нам, что «даже рада такому «вниманию»: благодаря им я разрешила показ фильма на территории России».

«Тихий голос» (Франция)

Если грубо, то это фильм о страданиях чеченца-гея. На эту тему в Чечне введено жесткое табу, исследовать эти темы небезопасно. Даже режиссер из Франции взял себе псевдоним. За день до сорванного показа некий Сулейман убеждал Виталия Манского, что чеченец не может быть геем.

– Те, кто угрожал мне и команде «Артдокфеста», «Тихого голоса» не видели, это очевидно, – рассказал режиссер Река Валерик. – Наш фильм – не политический. Это ода любви. Любви, которую мать испытывает к своему сыну. Любви, которую этот сын испытывает к своей родине, которую ему внезапно пришлось покинуть не по своей воле.

Главный герой – чеченец Хавадж – когда-то был бойцом ММА, а потом практически потерял голос из-за стрессов и преследований. Брату советовали его убить. Мать продолжает посылать сыну аудиосообщения.

«Летняя война» (Германия)

Самый потенциально скандальный фильм фестиваля – об украинском детском «патриотическом» лагере «Азовец». Отношение к лагерю печально известного и запрещенного в России батальона «Азов» в фильме не проговаривается, но в начальных титрах авторы рассказывают о существовании на Украине такого праворадикального националистического вооруженного формирования.

В центре сюжета – русскоговорящая девочка и украинскоговорящий мальчик (им лет по 13), которые выезжают на пару недель на сборы, где произносят речовки, слушают инструкторов, учатся армейской дисциплине и обращению с оружием. Девочка становится активисткой, у нее горят глаза, и она не понимает ни сверстников, ни родных, сомневающихся в правильности столь оголтелой милитаризации детей. Мальчику в лагере менее комфортно, но он вынужден туда вернуться. Сотрудники лагеря считают, что они воспитывают защитников отечества.

«Доазув (Граница)» (Россия)

Фильм об ингушах, пострадавших и посаженных в результате протестов против передачи части ингушских земель Чечне в 2018 году. Правозащитники считают их политическими заключенными. А власти – экстремистами. Режиссер Марьяна Калмыкова пояснила, что фильм был снят с показа не радикалами, а в результате действий Минкульта, который отказался выдать прокатное удостоверение. Она дала высказаться с экрана тем людям, которым не дали возможности этого сделать на площадях.

P. S. Фильмы были доступны на интернет-платформе фестиваля до 10 апреля.

Что случилось в Питере

В Москве отменяли конкретные сеансы, а в Петербурге «Артдокфест» был разогнан властями полностью в первый же день. По доносу. Кто-то натравил на главную площадку Роспотребнадзор, и те в итоге приказали все закрыть. Вторая площадка сама отказалась от проведения фестиваля. На фоне концерта в годовщину присоединения Крыма с Владимиром Путиным, где не соблюдались никакие противоковидные меры, – весьма цинично.

– Закрытие связано с политическим отношением к этому фестивалю, – сказал «Собеседнику» Александр Сокуров. – Это абсолютно безобразная история, которая не должна была произойти в культурной столице России. Петербург окончательно теряет этот статус. У нас нет никаких оснований называть Петербург культурной столицей, если самый главный фестиваль документального кино, известный в России и за ее пределами, закрывается по прихоти, насколько мне известно, правоохранительных органов.

По словам Сокурова, права смотреть кино были лишены в том числе студенты его мастерской.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №14-2021 под заголовком «Запрещенное кино».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика