Защитники Дорониной требуют отставки Мединского
Попытка Малахова защитить в «Прямом эфире» Доронину от нового руководства МХАТ им. Горького превратилась в трагифарс
Попытка Андрея Малахова защитить в «Прямом эфире» Татьяну Доронину от нового руководства МХАТ им. Горького в лице Эдуарда Боякова и Захара Прилепина превратилась в трагифарс.
Актриса болеет, но получает зарплату
Вместо дельного обсуждения причин отстранения Дорониной от управления театром Малахов привычно перевел разговор в «желтую» плоскость, выясняя подробности здоровья актрисы. И название подобрали соответствующее: «Обет молчания. Куда пропала народная артистка СССР?» (эфир от 28 ноября 2019 года на «России 1»).
С одной стороны, Андрей Малахов впервые консолидировал театральное сообщество, вставшее на защиту бывшего художественного руководителя МХАТ им. Горького. Нет, и до этого актеры театра, недовольные новым начальством, устраивали митинг, давали интервью и рассказывали о репрессиях в отношении защитников Дорониной (актеров-оппозиционеров отказывали пускать в здание театра, снимали с ролей и лишали надбавок).
Но до сих пор это были лишь отдельные выступления. Малахов же сумел собрать в студии большие имена: Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Владимир Стеклов, Юрий Поляков, Елена Драпеко. И все они говорили о том, что лишать Татьяну Доронину театра — жестоко и несправедливо.
Но почему народная артистка осталась не у дел? Этого зритель, если он до этого был не курсе раздрая во МХАТ и не читал о театральном скандале в интернете, увы, так и не понял.
Зато узнал, что Доронина долгое время не появляется ни в театре (где формально остается президентом и, со слов нового худрука Эдуарда Боякова, продолжает получать зарплату), ни дома. Она похудела на 20 кг, страдает и живет, поддерживаемая уколами и капельницами. А еще сочувствием коллег.
«Как она может себя чувствовать, если она лишилась своей жизни, своего дела, смысла своей жизни? — рассуждает в «Прямом эфире» заслуженная артистка РФ Лидия Матасова. — Она трагически переживает уход из театра. Когда мы разговаривали с ней по телефону, она сказала: "Меня поддерживает в этой жизни ваша борьба. Если бы не она, может быть, ты бы со мной сейчас уже не разговаривала. Это единственное, что не дает мне потерять веру в человека. На сегодняшний день я ощущаю, что моя жизнь, мои 65 лет творчества в принципе бессмысленны"».
О чем молчит Малахов
Что же довело Доронину до такого состояния и заставило говорить страшные слова? Об этом Малахов промолчал. А конкретно — о том, что причиной депрессии Татьяны Васильевны стал указ Министерства культуры РФ, появившийся в печати 4 декабря 2018 года, об увольнении Дорониной с поста Художественного руководителя — директора МХАТ им. М. Горького. По словам ее коллег друзей, актрису попросту обманули: добились от нее согласия на должность президента театра, но фактически отрезали от реального участия в деятельности МХАТ.
Но зрители, не посвященные в подробности конфликта, могли сделать только один вывод: любимую актрису, которая находится в солидном возрасте, просто подвело здоровье. Поэтому она скрывается ото всех и не приходит в театр, тем более что Бояков прямо говорит: в театре Татьяну Васильевну ждут, но та не появляется в своем кабинете с весны...
В эфире коллеги и друзья Дорониной вздыхали и ахали, рассказывая о ее плохом самочувствии. Вообще программа походила скорее не на проблемную, а на прижизненный вечер памяти: вот посмотрите, какие прекрасные роли она сыграла в театре и в кино, вот послушайте, какой она исключительный человек...
«Как могло случиться, что ее лишили театра?» — задавались риторическим вопросом гости студии. «Все мы знаем, почему это происходит, эту несправедливость надо исправлять», — максимальная смелость, на которую решились друзья Дорониной в эфире. И только Елена Драпеко — актриса и депутат ГД — позволила себе поинтересоваться, почему молчит Союз театральных деятелей.
Все боятся министра культуры
И правда: почему? Ведь разруливать профессиональные конфликты — прямая задача СТД. Не хочется думать, что в данном случае председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин малодушничает. Скорее всего, он не решается заявить свою позицию из чисто практических соображений. Ведь нет никакой гарантии, что если его мнение разойдется с линией министерства культуры, его не пнут из театра «Et Cetera» и не назначат условного Прилепина — того еще «театрального деятеля», или условного Богомолова, и вместо Ревизора на сцене не появятся обнаженные актеры...
Кстати, за кадром шоу Малахова защитники Дорониной куда смелее. Но это трусоватая храбрость. Всем им есть чего лишаться, и, понимая власть Владимира Мединского, народные артисты соглашаются говорить об истинных причинах случившегося с Дорониной только анонимно.
— Все профессиональное сообщество возмущено тем, как обошлись с Татьяной Васильевной — один министр культуры ничего не слышит и не видит, — возмущается сторонница Дорониной в разговоре с Sobesednik.ru. — А ведь именно Владимир Мединский подписывал тот самый злополучный указ! Каким боком Бояков и Прилепин имеют отношение к МХАТ? Считаю, что сейчас тот момент, когда надо серьезно ставить вопрос о недоверии Мединскому. По-моему, его давно пора убирать. Все, что он делает в последнее время, больше похоже на разрушение культуры и приводит меня в ужас.