Скандал имени Горького. Почему артисты МХАТ просят вернуть Доронину
Группа актеров МХАТ имени Горького записала видеообращение к Путину и призвала вернуть на пост худрука Татьяну Доронину
Вокруг МХАТа имени Горького, где в конце прошлого года поменялось руководство, снова поднялась шумиха. Группа актеров театра записала видеообращение и призвала Путина поучаствовать в дальнейшей судьбе МХАТа. А именно – вернуть на пост худрука Татьяну Доронину.
«Всю нашу труппу хотят убрать»
Заявители вышли к театру с плакатами «Спасите МХАТ» и «Верните стране и театру Доронину!» Они утверждают, что «в нарушение приказа Министерства культуры РФ президент театра Доронина лишена всех полномочий, в том числе влияния на репертуарную и художественную политику театра… Классический репертуар МХАТа замещается спектаклями низкого художественного уровня…»
Дело в том, что 51 актеру МХАТа имени Горького (из 88) назначенный Минкультом художественный руководитель Эдуард Бояков предложил подписать срочные договоры. Это не коснулось тех, кто имеет звание «Народный артист», и тех, у кого «семейные обстоятельства» (например маленькие дети). Пока подписали 25 человек, отказались это сделать 26. Именно они и решили донести свое мнение до президента. Но, как выяснилось, пока месседж не дошел до главы государства. А его пресс-секретарь Песков пояснил, что решать создавшуюся ситуацию должны в Министерстве культуры. Но там в свою очередь выразили надежду, что в театре мирным способом проблему решат сами сотрудники.
– Думаю, лично Путин даже не знает об этой ситуации. Очевидцы рассказывают, что года три-четыре назад в Ярославле президент сказал Дорониной (она вручала ему какой-то подарок): «Из ваших рук готов принять даже яд!» Получается, он все-таки ее уважает, – поделился с «Собеседником» один из бунтующих актеров Дмитрий Корепин.
Именно Корепин стал первой жертвой «зачисток» в театре.
– Я не понимаю, почему должен переходить на временный договор и ухудшать свои условия?! Да и предательство это по отношению к Дорониной, которая сказала нам: не подписывать, не повторять ее ошибки, – возмущается Дмитрий.
Известно, что в прошлом году Татьяне Дорониной предложили стать президентом театра с правом вмешиваться в художественную политику. Но, как говорят артисты, которые общаются с ней (сама она предпочитает не комментировать публично ситуацию), в этом ее обманули. Например, просьбу не трогать спектакль «Три сестры» – постановку Немировича-Данченко, которую возродила Доронина – сейчас забыли: в спектакле меняют артистов. Бояков же уверен, что «эти легендарные спектакли («Три сестры» и «Синяя птица») нуждаются именно в реконструкции, их материальное и творческое состояние сегодня не соответствует великим именам создателей».
– Всю нашу труппу хотят убрать, – уверен Корепин. – Бояков чувствует, что труппа не поддерживает его, он авторитета не имеет, поэтому такие меры предпринимает. В случае со мной все началось с того, что на своей страничке в социальной сети Бояков назвал актеров «существами, способными только на подражание». Я возразил: «Мы не существа, зачем же так про нас?!» После этого начались на меня гонения. Со стороны его пресс-секретаря Александра Замыслова в мою сторону посыпалась клевета. Меня обвинили в антисемитизме. Дело в том, что у меня случился конфликт с коллегой, который негативно высказался о зрителях. Я назвал его предателем Дорониной, лизоблюдом и сгоряча упомянул его еврейскую национальность. Это, конечно, была моя ошибка. Причем я потом извинился перед этим актером. Более того, мы с ним друзья, вместе прошлый Новый год встречали. Конфликт уладили. Но меня сняли со всех ролей в театре. Был сбор труппы, где Бояков устроил мне публичную порку, хотел руками коллег меня осудить. Ни один человек не высказался против меня. Боякова это взбесило.
Актер, как и некоторые его коллеги по труппе, проживает в общежитии при МХАТе. Ходят слухи, что это помещение в самом центре Москвы новое руководство хочет освободить для «своих» актеров.
«Бунтуют только алкаши»
– Дмитрий повел себя непозволительно по отношению к своему коллеге. Да, его убрали с ролей. Знаете, если такой человек выйдет на сцену, он же и там может повести себя неадекватно, – комментирует в разговоре с «Собеседником» пресс-секретарь худрука театра Александр Замыслов.
По его словам, никакой борьбы внутри театра нет:
– Хотя некоторые артисты обращаются ко мне и говорят, чтобы мы жестко поговорили с теми, кто записал это видеообращение. Но ведь это их право. Тех, кто не хочет подписывать новые договоры, мы не преследуем и не наказываем. Но ведь эти договоры необходимы, такая практика существует во многих театрах. Часто бывает, что артисты жалуются: я играю много, а получаю столько же, сколько тот, кто вообще не выходит на сцену. В этой труппе есть двое актеров, которые уже лет тридцать не играют. Но при этом получают оклады. Разве это справедливо?
В своих комментариях худрук театра уже намекнул, что бунтуют те, кто любит выпить. Дескать, сухой закон, объявленный им во МХАТе, не устроил нескольких человек. Отсюда и волнения.
– Их послушать, так на улицу вышли алкаши, ничего не значащие артисты и просто немного погундосили, – рассказывает «Собеседнику» актриса Лидия Матасова, которая и зачитывала текст перед камерой. – А ведь обращение записали и ведущие актеры нашего театра. Дело не только в этих договорах, хотя мы уже заслужили право бессрочно работать в штате. Просто новое руководство хочет уничтожить репертуарный театр. Притом что они обещали Дорониной не трогать коллектив. И что же получается в результате?! Из-за договоров актер будет совсем не защищен, с ним можно делать все что захочешь.
Среди подписавших новые договоры немало людей, сомневавшихся до последнего. Говорят, им звонили, угрожали, что тогда актер попадет под сокращение.
– Мне так и сказали: «Вы думаете, что не сможем вас уволить, если захотим?! Создадим такие невыносимые условия!» Мне не хотелось бы выглядеть скандалистом, только обидно за Татьяну Васильевну, – сокрушается Корепин.
Как рассказали «Собеседнику» сотрудники МХАТа, не одного Корепина пугали сокращением. Говорили: «А если вы восстановитесь через суд, то будете играть в массовке и получать минимум денег».
– Я сомневался: подписывать договор или нет, – признался нам заслуженный артист России Александр Самойлов. – Жена мне сказала: подпиши, замучаешься по судам что-то доказывать – зачем тебе эта канитель? Мой договор заключили на три года. Не знаю, правильно ли я сделал или нет, трудно сейчас сказать. Обманули ли Доронину? Вполне могу это допустить.
«Вешают лапшу на уши!»
– До прихода нового руководства полгода мы работали на полных аншлагах. Притом что по три тысячи рублей продавались билеты. А сейчас билеты дешевле – и то не могут собрать зал. На новых спектаклях сидят по 120–400 человек в зале на 1400 мест! Но Бояков и Замыслов вешают всем лапшу на уши, – уверена Матасова.
Эдуард Бояков опубликовал официальное заявление, где говорится, что все обвинения беспочвенны. Театр выпустил в прошлом сезоне четыре премьеры, которые собирают зрителей. Посещаемость МХАТа имени Горького за полгода выросла на 24%, билетная выручка – на 32 млн рублей, доходы от аренды сцены составили более 6 млн рублей.
По словам Замыслова, Бояков постоянно на связи с Татьяной Дорониной. А вот артисты, которые утверждают, что тоже созваниваются с ней, уверены, что никакого общения между бывшим и нынешним худруками нет.
Чем закончится конфликт в этом театре, покажет время, а точнее, новый театральный сезон. Но когда верстался номер газеты, уже стало известно, что одного из лидеров бунтующих артистов, Лидию Матасову, сняли (вопреки обещаниям не преследовать оппозицию) с ролей в спектаклях «Отцы и дети» и «Вишневый сад». Актеры уверены, что последуют и другие расправы с недовольными.
Cправка
Подобные ситуации в театре при смене руководства в последние годы возникали часто. Труппа Театра имени Гоголя устраивала акции, когда в 2012 году режиссера Сергея Яшина сменил Кирилл Серебренников. Досталось Александру Галибину, который возглавил Театр имени Станиславского в 2008 году. Актеры «съели» его: через три года с ним не продлили контракт. В 2012 году худрук Театра имени Ермоловой Владимир Андреев порекомендовал на свое место Олега Меньшикова. Но и тут актеры волновались, некоторым даже пришлось уйти. В 2015 году столкнулась с непониманием со стороны некоторых членов труппы новый директор Театра на Таганке Ирина Апексимова. Она до сих пор работает в театре, а некоторые возмущенные актеры – уже нет.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №24-2019 под заголовком «Скандал имени Горького».