Константин Баканов: За "Смерть Сталина" ответят прокуроры
В скандале с запретом фильма «Смерть Сталина» Министерство культуры решило сменить амплуа — c обвиняемых на наблюдателей
В скандале с запретом фильма «Смерть Сталина» Министерство культуры решило сменить амплуа — из обвиняемого превратиться в стороннего наблюдателя. Видимо, после совещания в ведомстве сначала глава департамента кинематографии Ольга Любимова, а затем и министр Владимир Мединский заявили, что в вопросе о выдаче фильму прокатного удостоверения последнее слово должна сказать Генпрокуратура.
С одной стороны, ситуация менее странной и абсурдной не становится. Прокуроры будут проверять фильм на предмет чего? Экстремизма? В комедии его нет. Есть юмор, который можно считать черным или обидным, но юмор очень часто кого-то обижает, и не прокурорское это дело. К тому же, если уж Минкульт хотел кивнуть в сторону Фемиды, то надо было кивать на суд, а не на прокуратуру. Но, видимо, так посоветовали юристы, поскольку против самого Минкульта уже поданы судебные иски в связи с превышением служебных полномочий при отзыве прокатного удостоверения у фильма. И шансов выиграть эти дела, если следовать букве закона, у ведомства не так много.
В нашем Зазеркалье и этому стоит порадоваться. Г-ну Мединскому за самоуправство прилетело даже от тех, кто от него напрямую зависит, кто получает от государства деньги на создание кино. Прилетело, потому что российские режиссеры понимают: дай Мединскому волю — завтра он будет сам просматривать все фильмы и решать, можно ли россиянам смотреть тот или иной фильм или спектакль, на основании личных ощущений.
Министр, кстати, признался, что фильм посмотрел, при этом отказался высказывать свое мнение. Взрослеет. Умнеет. Начинает слышать кого-то вокруг себя и осознавать, что не он один наделен правом высказываться на тему, что такое хорошо и что такое плохо. Мнение министра о том, что он думает о фильме, не имеет никакого значения для того, чтобы «Смерть Сталина» появилась в прокате.
Если появится, это будет не только радостно, но и смешно. Вслед за г-жой Поклонской г-н Мединский устроил «подрывающему» и «оскорбляющему» фильму беспрецедентную рекламную кампанию. Интересующиеся политикой граждане активно бороздят интернет в поисках пиратской версии. И если кассовые успехи «Матильды» на фоне ее бюджета скорее разочаровывают, дешевенькая «Смерть Сталина» может собрать в России неплохие деньги.
Если же Генпрокуратура все-таки признает фильм экстремистским, это будет ударом для свободолюбивой части россиян. Это будет означать, что рамки дозволенного в России сужаются еще, и весьма значительно. Это будет означать, что экстремизмом можно назвать вообще все, что не нравится, что не угодно, что не вписывается в генеральную линию партии.