"Это как если бы Минкульт решил ввести крепостное право"
Sobesednik.ru поговорил с главой «Киносоюза», который обратился в суд из-за ситуации вокруг «Смерти Сталина»
Sobesednik.ru поговорил с главой «Киносоюза», который обратился в суд из-за ситуации вокруг «Смерти Сталина».
«Киносоюз» будет судиться с министерством культуры из-за отзыва ведомством прокатного удостоверения комедии «Смерть Сталина». Кинематографисты считают, что отмена запланированных сеансов британской комедии — это не что иное, как цензура, а прецедент этот может трансформироваться в системный механизм, позволяющий запретить по желанию чиновника любой фильм вообще, включая российское кино.
— То, с чем мы столкнулись, это абсолютно четкий прецедент цензуры, когда фильм просто запрещен. Запрещен без решения суда, без определения того, нарушает ли фильм или его прокат какие-либо законы РФ, а просто по субъективному мнению чиновников, думающих, что этот фильм может кого-то оскорбить, - говорит председатель Межрегиональной общественной организации «Киносоюз» режиссер Алексей Попогребский. - Отзыв прокатного удостоверения — это по сути запрет к показу на территории России, то есть акт цензуры. Это должно быть решено именно в юридической плоскости. И сейчас мы с юристами прорабатываем все детали иска, наиболее эффективную его подачу. При реальном взгляде на вещи понятно, что этот иск наверняка пройдет какое-то количество инстанций. Но мы пойдем до конца, потому что сейчас это прецедент с иностранным фильмом, и если его пропустить, то он превратится в механизм цензурирования любого фильма. Любого. Российского в том числе.
— Как вы сами оцениваете свои шансы против Мединского?
— Я верю в то, что если у нас есть законы, то мы должны строить свою деятельность по законам, а не по понятиям. У нас уже был абсурдный прецедент с фильмом про семью Рерихов, потому что там где-то мелькала свастика. Тогда правообладателю удалось отстоять свою позицию и прокатное удостоверение было выдано. Но сейчас речь идет в принципе о любом фильме, который по желанию чиновника может быть запрещен для целой страны — нынешние правила, по сути дела, позволяют министру культуры волюнтаристски творить цензуру.
— Тут только дай, и все: коготок увяз — птичке пропа́сть.
— Да, именно. Поэтому мы хотим максимальную огласку и максимальное сопротивление такой практике.
— А сама эта система выдачи прокатных удостоверений — это нормально? В других странах подобное существует?
— Такого нет. Во Франции, например, речь идет только о возрастных ограничениях. То есть содержанию фильма присваивается та или иная категория. То же самое есть в США — рейтинг «Х», например, сокращает возможности проката фильма и его аудиторию, но тем не менее этот фильм все равно выходит.
Совсем недавно у нас была уведомительная практика, — напоминает режиссер. — Прокатчик уведомлял Минкультуры, что фильм с такими-то выходными данными и содержанием выходит с такого-то числа на экраны, и прилагал копию — и всё. Это то же самое, что с регистрацией по месту жительства, — как если бы Минкульт решил крепостное право ввести. Ты хочешь зарегистрироваться в Москве, а мы тебе не дадим, потому что мы так решили, — или все-таки мы как граждане Российской Федерации имеем право на свободу передвижения и выбор места жительства? Это похожая история. Если кому-то не нравится фильм, пусть он его бойкотирует и призывает к бойкоту своих сторонников, пожалуйста: не нравится содержание — не смотри. Но цензурировать нельзя. А представьте, потом придет другой министр культуры, который будет биться, например, за судостроение или вышивание? И все фильмы с этой темой будет запрещать, что ли?