"Смерть Сталина": запрет "без признаков цензуры"?
О том, почему ситуация с прокатом «Смерти Сталина» в России превратилась в фарс, — обозреватель Sobesednik.ru
О том, почему ситуация с прокатом «Смерти Сталина» в России превратилась в фарс, — обозреватель Sobesednik.ru.
Немногим ранее мы удивлялись: ни одного скандала в связи с грядущим прокатом в России британской комедии «Смерть Сталина». Практически сразу после нашей публикации у фильма было отозвано прокатное удостоверение. Как водится, за два дня до проката.
То, что в России сегодня считается серьезным подходом и патриотическим воспитанием, на самом деле – комплекс неполноценности национального масштаба. «Эксперты», которыми себя окружил министр культуры, даже не удосужились внятно объяснить причины запрета фильма. Формулировка «немотивированная жестокость» – верх цинизма из разряда «нате подавитесь, если сами не понимаете, почему вам нельзя смотреть это кино». По этой формулировке можно запретить вообще практически весь кинематограф. Привязка к грядущему юбилею Сталинградской битвы – вообще роспись в бессилии по части логики.
Разговоры о том, что «фильм действительно дурацкий» (а он скорее нарочито и умышленно дурацкий, все зависит от того, что вы хотите из него почерпнуть) и одного этого достаточно для запрета – тем более смешны. «Матильду» можно было запретить, потому что она не слишком удачная, но интеллигентные люди должны все равно вставать за любой фильм горой. Ни депутаты, ни монархисты, ни прочие граждане с отклонениями и без не имеют права диктовать нам, что смотреть, а что нет. В том, что мы уверенно ползем в сторону оруэлловского 1984 года, сомнений и так не было, но если уж ползти, хочется хотя бы помедленнее.
Дмитрий Песков заявил, что Кремль не видит в запрете «Смерти Сталина» признаков цензуры. Это говорит только о том, что в Кремле не готовы называть вещи своими именами. Честная позиция заключается в том, что у части современного российского общества есть запрос на цензуру, в том числе политическую. А еще честнее: что люди, претендующие на управление нашим сознанием – зашоренные ханжи с обрюзгшим мировоззрением и хронически и даже генетически оскорбленными чувствами. Они принимают законы о запрете оскорблять их внутренний мир и мучительно ерзают на стульях и диванах от одной мысли, что кто-то увидит то, что лично им неприятно. Они считают, что все должны быть такими, как они. Это они и считают воспитанием молодежи.
Расчет понятно на что. На то, чтобы с «сомнительными» темами прокатчики и здешние вольнодумцы в будущем от греха подальше не связывались. Типично восточная система мышления, которая приводит к тому, что молодежь начинает считать свою родину дикой и зашоренной. Такой стране не нужны личности, нужна только масса. Личности должны или превратиться в массу, или ехать к другой кормушке, автоматически превратившись во врагов этой массы. Вот это будет гармония!
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2018 под заголовком «Вот и прокатали "Сталина"».