"Смерть Сталина": фильм, который россияне теперь не увидят
Обозреватель Sobesednik.ru – о том, что такого в комедии «Смерть Сталина», из-за чего её, кажется, запретят в РФ
Обозреватель Sobesednik.ru – о том, что такого в комедии «Смерть Сталина», из-за чего её, кажется, запретят в РФ.
* * *
«Даже удивительно, что в России никто не собирал против ее проката подписи. Возможно, просто не заметили. Реакции не последовало и из Минкульта. Ведомство все чаще вмешивается в систему проката, но в отношении сталинской комедии санкций на момент написания этого текста не последовало...»
Так начинался текст этого материала в версии, опубликованной в печатной версии «Собеседника». Вечером того же дня стало известно, что Минкульт РФ принял решение отозвать прокатное удостоверение фильма – менее чем через сутки после начала публичных выступлений с такими требованиями.
* * *
Комедия «Смерть Сталина», связанная со временем его правления и уходом вождя из жизни, может стать раздражителем не только для спорных докторов исторических наук. При излишне серьезном подходе ее могут счесть за оскорбление и родственники жертв сталинских репрессий, и уж точно – откровенные закоренелые сталинисты. Резонанс, который вызовет или не вызовет в России британская комедийная версия смерти здешнего вождя, может стать показателем степени наэлектризованности, разобщенности и замороченности нашего общества. Чувство юмора здесь неминуемо будет соперничать с чувствами оскорбленных верующих, особенно тех, кто находится в перманентном поиске очернителей России и кого коробит сам факт, что за Иосифа нашего Виссарионовича взялись во «вражеской» стране.
Британцы подходили к сценарию с изрядной долей черного юмора. Начинается «Смерть Сталина» с титра о ГУЛАГе. А дальше на авансцену выходит группа отмороженных политических клоунов, попавших в ситуацию, когда им нужно поддерживать авторитарный режим и плести интриги, борясь за место на арене, особенно после смерти вождя. В арестованных пленников для разнообразия кидают гранаты, а кровожадные безбашенные члены политбюро только и занимаются тем, что носятся с расстрельными списками: «Этого убей у него на глазах, этого брось в церкви на алтаре, с остальными – на свой вкус».
Хрущев с Берией прыгают, пытаясь завалить друг друга животами. Жуков избивает Василия Сталина. Жена Молотова коллекционирует темы, над которыми смеется или не смеется вождь (но Молотову это не помогает, он тоже «в списках»). А сам Сталин обладает куда более добрыми глазами, чем оригинал (хотя, казалось бы, куда уж добрее?), и вообще вполне обаятельный мужик.
На самом деле фильм высмеивает не столько самого Сталина и его окружение, сколько стереотипы, которые сложились вокруг этого времени. И современные сталинисты, если они обладают чувством юмора, в этом как раз могли бы разглядеть соль лихого британского киноэскиза. Кого считать клоуном – тех, о ком фильм, или тех, кто его снимал, – это вопрос мировоззрения и внутренних комплексов каждого конкретного зрителя.
Кстати, если бы в России нашелся какой-то сумасшедший, который бы поджег пару кинотеатров со «Смертью Сталина», это было бы куда логичнее, чем в случае с «Матильдой». Это стало бы своего рода продолжением абсурдистского кино. Впрочем, очень хотелось бы, чтобы наша реальная жизнь не превратилась в черную комедию.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №03-2018 под заголовком «Британцы высмеяли Сталина».