"Матильда" в "Октябре". О чем говорили на московской премьере фильма
Sobesednik.ru побывал на московской премьере фильма «Матильда», вызвавшего резонанс задолго до появления на экране
Sobesednik.ru побывал на московской премьере фильма «Матильда», вызвавшего резонанс задолго до появления на экране.
Никогда раньше в киноцентре «Октябрь», где проходят почти все московские премьеры, не приходилось видеть таких мер безопасности. Тротуар Нового Арбата был полностью перекрыт, прохожих направляли в обход переулками.
Режиссер Алексей Учитель перемещался по кинотеатру в сопровождении трех охранников. Противников фильма, если они приходили к ограждению с плакатами, полиция забирала в отделение.
Мужчина с суровым лицом ходил перед импровизированным КПП туда-сюда с иконой святого страстотерпца Николая и на просьбу об интервью не реагировал. Женщина в платке так же молча держала в руках икону с ликами уже всей царской семьи, направленную в сторону проходящих на премьеру. Юлий Гусман, Евгений Миронов, глава «Справедливой России» Сергей Миронов, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, актриса Мария Кожевникова – икона «освящала» всех непростых смертных, собравшихся, чтобы своими глазами увидеть, что же такого наснимал господин Учитель.
«Крестный ход», как и накануне перед премьерой в Мариинке, тоже был. Об этом «Собеседнику» рассказал один из активистов Андрей Кормухин: «Да, мы обошли вокруг». Активисты стояли хмурой группкой в одинаковых черных куртках, ни одного священника вокруг кинотеатра не было. Был только протодиакон Андрей Кураев, но он находился внутри, скромно затесавшись между Боженой Рынской и певицей Валерией.
Протодиакон был в числе тех, кто фильм видел еще до премьеры, и от ответа о впечатлениях старался уйти. Так же, как и Дмитрий Песков уже после просмотра. «Матильда» оказалась не самым удачным фильмом Учителя: «клюквы» все-таки чуть больше, чем может переварить серьезная историческая картина, и это было обидно, потому что утереть нос радикалам в полной мере не удалось. Сам режиссер признался, что жутко переживает из-за того, что «очень многие смотрели картину не «чистыми глазами», а под гнетом того, что писалось и говорилось».
Традиционно собравшийся на тусовку по случаю премьеры столичный шоубизнес всячески намекал на то, что история с шумихой вокруг фильма могла быть спланированной. Но больше всех поразил актер Марат Башаров.
– Какая Поклонская? – спросил он меня с удивленным взглядом. Настолько удивленным, что даже его, талантливейшего актера, было невозможно заподозрить в том, что он со мной играет в «незнайку». – Это та, которая прокурором Крыма была? Пыталась не пустить фильм в прокат? Если честно, я не в курсе.
Зато охранники режиссера «Матильды» были в курсе: они окружали его слева, справа и сзади, оставив возможность для приветствий. А вот исполнители главных ролей – немец Ларс Айдингер (Николай II) и полячка Михалина Ольшанска (Матильда) – от охраны вообще отказались. Просто не приехали на премьеру, сославшись на занятость. Впрочем, Учитель, попутно назвавший Айдингера гениальным, не стал юлить: «Они сказали, что боятся приезжать сюда. Горько: мы портим имидж нашей страны гнусными заявлениями».
– Повлияла ли шумиха на процесс монтажа? Может, что-то вырезали от греха подальше? – спросил я Учителя.
– До премьеры мне не раз звонили от руководителей изданий или известных людей: «Покажите, пожалуйста, фильм». Я отвечал, что он скоро выйдет и можно будет посмотреть, но мне шепотом уточняли: «Да нет, авторскую версию!» Я удивлялся: что за авторская версия? Так вот, я ни слова, ни кадра не изменил в этой картине.
Гости премьеры
Сергей Гармаш, исполнитель роли Александра III:
– Я никогда не говорю о политике, но меня поражает невежество и непросвещенность. Речь уже идет о «коктейлях Молотова». На терроризм и православный экстремизм должна быть адекватная реакция.
Ингеборга Дапкунайте, исполнительница роли Марии Федоровны:
– Не могу не выразить свое восхищение достоинством и выдержкой Алексея Ефимовича, которые он должен был проявить, чтобы картина попала на экраны.
Григорий Добрыгин, исполнитель роли великого князя Андрея Владимировича:
– Резонанс я обсуждал со своими верующими родителями. Библия не скрывает никаких поступков людей веры: Давид, Соломон... Почему же мы так стыдливо скрываем всё?
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:
– Режиссер должен быть счастлив. Сейчас будут такие сборы по всей стране, которые ни один фильм никогда не собирал! Кинематографисты теперь Поклонской будут заказывать кампании. Она может открыть бюро заказов на черный пиар.
Юрий Грымов, режиссер:
– Это медицинский случай, не имеющий отношения ни к кино, ни к пиару.
Владимир Винокур, автор идеи фильма:
– Сегодня, в 2017 году, судить о том, что ты не видел, – ну... Клоуны везде востребованы. Но собака лает – караван идет. Я жалею, что фильм не послали на «Оскара».
Михаил Барщевский, адвокат:
– Кампания против фильма – помесь мракобесия с дурью. А режиссер реагировал, по-моему, вполне разумно, достойно и сдержанно.
Борис Ноткин, телеведущий:
– Схлестнулись пророссийские силы с проевропейскими не на жизнь, а на смерть. А на самом деле это борьба нанайских мальчиков. Как только из администрации президента Поклонской скажут сбавить темп, все закончится. А пока всем очень хорошо.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №42-2017 под заголовком «"Матильда" в "Октябре».