Великое китайское предприятие: как стать миллионером с помощью TikTok
Рассказываем, как 22-летний узбек, продававший «шмот» из Китая на сельском рынке, стал самым «дорогим» тиктокером России
Китайская соцсеть TikTok у подростков нынче самая популярная. Пока одни тинейджеры залипают на ролики, другие поднимают на этом подписчиков и деньги. По данным русского Forbes, Рахим Абрамов стал самым успешным тиктокером страны.
О Рахиме Абрамове широкая общественность узнала из новостей в 2018 году. Тогда блогер ради хайпа провел в разных городах акцию под хештегом #доброе сердце, которая свелась к бесплатной раздаче денег и роллов. В Сургуте #доброе сердце закончилось не по-доброму – давкой подростков. «Я в шоке, что творилось в Сургуте. Извините за то, что отменили мероприятие. Просто не нужно было устраивать давку. Все успели бы сфоткаться, забрать свои роллы. Но я сделал все, что мог», – прокомментировал Рахим.
Мальчик хочет в Москву
История Рахима похожа на сказку о Золушке, только вместо принца и кареты из тыквы у парня был тикток. Абрамов, узбек по происхождению, по его словам, жил в поселке Могоча Читинской области. Местные до сих пор удивляются, что известный блогер – «свой», из Забайкалья, края водки, безнадёги и запрещенной организации АУЕ. Но Рахим по просьбе матери не пил, а когда прогуливал уроки – помогал родителям: торговал китайскими шмотками на рынке или ставил за 500 рублей на компьютеры земляков операционную систему.
Баллов, полученных на экзаменах, не хватило для поступления в читинский техникум, и Рахим махнул в Москву в колледж Российского нового университета учиться на программиста. Парень так и не получил диплом – увлекся бизнесом в соцсетях. Вместе с другом он создал Instagram-аккаунт «Не мажоры» и снимал для него юмористические ролики. Сам себе сценарист, оператор, режиссер и актер.
Сюжеты в них понятны подросткам: парень расстался с девушкой и страдает; девушка покупает красивую куртку и точно такую видит на улице... Аккаунт набрал 500 тысяч подписчиков, и Рахим начал зарабатывать первые деньги, но поссорился с другом и завел свой аккаунт, а потом вообще ушел в тикток. Сегодня у него 10 миллионов подписчиков в тиктоке и 6,2 миллиона в Instagram.
Рахим не только юморит, но и пишет рэп и снимает клипы. На его трек Fendi (для тех, кто не в «Гуччи», это марка итальянский одежды, а теперь еще и припев песни Рахима из одного слова) в тиктоке было записано 3 миллиона роликов. И хотя творчество Абрамова представлено сегодня во всех соцсетях, взлетной площадкой, где он набрал свою аудиторию и поймал славу, для него стал китайский тикток.
Текст песни Fendi
Работаем много,
мы мутим нули (нули-нули),
Сутки малы, мы летим
на Олимп,
Вы думали: сдамся, но я лишь
топил (топил-топил),
Качаю свой skill, делаю стиль.
Работаем много,
мы мутим нули (нули-нули),
Сутки малы, мы летим
на Олимп,
Вы думали: сдамся,
но я лишь топил (топил),
Качаю свой skill, делаю стиль.
Работаем (много-много-
много-много-много-много).
(Fendi, Fendi, Fendi, Fendi)
[Припев]
Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi (я)
Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi
Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi, Fendi (ах)
Fendi, Fendi, Fendi, Fendi
– Рахим – большой молодец, – говорит Александр Балковский, известный эсэмэмщик, продюсер и отец блогерши Саши Спилберг. – Я знаком с ним лично, его история не фейк, все действительно так: мальчик из Сибири без денег раскрутился на тиктоке. Секрет успеха, как и в любой части индустрии развлечений, один: Рахим тонко чувствует публику и делает то, чего она хочет.
Такой, как все, но с кудряшками
В социальной сети TikTok своя фишка – участники выкладывают короткие видеоролики длительностью не больше 60 секунд. За короткий отрезок много не покажешь и не расскажешь, а впихнуть обрывок трека или юмор можно.
– Основная часть контента тиктока – это подростковый юмор, потому что его основная аудитория – подростки, – объясняет руководитель рекламного агентства «Сила Славы» Вячеслав Донин. – Есть, конечно, и серьезные психологи, которые раскладывают теорию когнитивно-поведенческой терапии, 40-летние сомелье, которые оценивают вина, и образовательные каналы, где обучают английскому языку, но этого намного меньше.
Абрамов в тиктоке по-прежнему делает упор на юмор: снимает ролики с двумя девушками-блогершами, которые играют роль его сестер, и бабушкой, которая играет саму себя. Творчество ничем не отличается от роликов других авторов. Разница только в главном герое – харизматичном узбеке с кудряшками.
– Тикток – китайское предприятие со всеми вытекающими последствиями. Здесь крайне жесткий и циничный алгоритм. Он сильно отличается от алгоритмов соцсетей, имеющих англосаксонское происхождение, – объясняет Балковский. – Если на Западе ты производишь оригинальный качественный контент, отличаешься от других, то ты успешен. В Китае принципы бизнеса такие: вы нам должны всё, мы вам ничего, и всем, кроме нас, достаточно по чашке риса. В тиктоке ты успешен, если похож на других, повторяй за соседом, следуй тренду. Перестаешь делать контент – сразу проваливаешься на дно.
По словам эксперта по SMM, заработать в самом тиктоке гораздо сложнее, чем в других соцсетях. Рекламные интеграции бывают редко (доля платежеспособной аудитории очень невелика) и жестко контролируются платформой. Но с аккаунта в тиктоке фолловеры переходят на аккаунты тикток-звезды в других соцсетях, в тот же Instagram. Так почему не начать сразу оттуда?
– В Instagram и на YouTube раскручиваться сложно и, главное, дорого, аудитория там более требовательная, – объясняет Донин. – Проще набрать подписчиков на тиктоке. Там любой может стать звездой.
Рахим так и делает: от тиктоковского юмора переходит на более сложный музыкальный контент, который на ютубе начинает набирать просмотры. И снова хайп в помощь: с рэпером, который позаимствовал у него куплет, блогер устраивает разборки и снимает это на видео.
Любовь на конвейере
Еще недавно в аккаунтах Рахима появлялась Дина Саева, самая известная тиктокерша и еще одна Золушка с азиатскими корнями. Красавица-таджичка с миндалевидными глазами считается у подростков королевой тиктока. С ней у Рахима была лав-стори то ли взаправду, то ли ради пиара – кто же разберет.
– Такие коллаборации блогеров – обычное явление, – объясняет Донин. – Более известные блогеры снимаются и рекламируют таким образом менее известных. Тиктокеры часто вместе живут и работают в тикток-домах.
Это удобно для конвейера, в Китае рабочие тоже спят и едят на фабриках. Но Абрамов не рвется в производственный муравейник и арендует для себя и своей команды апартаменты в «Москва-Сити» за 400 тысяч рублей. Парню хватило денег на дорогую машину, он помогает родителям, которые отошли от дел, и хочет развиваться.
– Срок жизни популярного блогера два-три года, – скептически настроен Вячеслав Донин. – Легкие деньги портят, у многих начинаются проблемы с алкоголем и наркотиками. Посмотрите, что стало с Ромой Желудем (блогера сравнивали с канадским певцом Джастином Бибером. – Ред.). Он сдулся. И таких примеров много.
Топ-5
Самые высокооплачиваемые российские тиктокеры по версии Forbеs
- Рахим Абрамов (22 года) – 10,4 млн рублей (за год)
- Дина Саева (21 год) – 4,93 млн рублей
- Алексей Савко (23 года) – 4,81 млн рублей
- Юлия Гаврилина (18 лет) – 3,32 млн рублей
- Валентина Карнаухова (18 лет) – 3,21 млн рублей
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №02-2021 под заголовком «Золушок из тиктока».