"Ленинградское" время: Шнуров перевоплотился в маэстро
«Прощальный» концерт группы навел на мысль, что из Сергея Шнурова может вырасти новый – российский – Владимир Зеленский
«Прощальный» концерт группы навел на мысль, что из Сергея Шнурова может вырасти новый – российский – Владимир Зеленский.
У «Ленинграда» разгар стадионного тура по России. В минувшую пятницу ансамбль под управлением Сергея Шнурова поставил на уши московский стадион «Спартак».
Все разговоры о финальном-прощальном туре сам лидер «Ленинграда» «заземляет» во время концертов: «Кто знает, как сложится? И может быть, этот концерт будет последним в Москве. Поэтому надо попрощаться», – вещает Шнур со сцены и заряжает песенку о прощании девушки-стервы с футбольным болельщиком. В общем, как и предполагалось, «кто знает» и «может быть».
С другой стороны, кто знает, собрал бы Шнур 45 с лишним тысяч зрителей на трибунах и на поле, если бы не слезливо-прощальная PR-кампания? Впрочем, это уже неинтересно. Интересен сам факт, что российские группы после закрытия на реконструкцию «Олимпийского» стали собирать такую аудиторию под открытым небом. Раньше этим могли похвастаться разве что Metallica и Мадонна.
На Шнура шли не потому, что поверили в уход «Ленинграда». Шли за драйвом, безбашенными танцами, хоровыми песнопениями и пьянящим чувством свободы (притом что пьяных на московском концерте было очень мало). «Ленинград» за последние пару лет укрепился еще несколькими артистами: вместо двух поюще-танцующих девушек на сцене уже четыре, включая зажигательную толстушку. Плюс молодой второй фронтмен, эдакий рэпер и МС Александр ST Степанов. Таким образом, состав группы к стадионному туру вырос до двух десятков человек.
Весь этот ансамбль синхронизировать все сложнее и сложнее (и кстати, невозможно это сделать по пьяни). Но музыкальный механизм «Ленинграда» работает как часы и выдает, как всегда, феерический поп-рок с упором на ска (то есть на духовые). При этом заметно, что Сергей спустя 20 лет теряет интерес к исполнению своих хитов. Видимо, это и стало одной из причин «прощаться». Как и в 2008-м, группа нуждается в перерыве. Тогда паузу заполнили псевдопроектом Шнура «Рубль». Что будет теперь – посмотрим.
«Ленинград» стал самым точным саундтреком путинской России. Стёб, хайп, чтение между строк, ирония в отношении себя, своей страны и своего народа, житие вопреки – все это появилось и распухло до небывалого в России стадионного тура не случайно. «Мы за все хорошее» – чем не сатирический гимн российской пропаганде? «Фиаско» («Все по пенису и до фаллоса») – блестящее алаверды на закон о запрете мата. Когда вещицу «Москва» («...почем твои златые купола?») про остывающие на месте столицы кирпичи столичная публика принимает не в штыки, а со смехом и позитивом, видно, что именно у этого питерского «матерщинника, алкоголика и бабника», которого гонял еще Лужков, выросла в России самая здоровая аудитория.
Шнура уже меньше интересуют сиськи-письки. Он погрузился в политику. Он слушает «Эхо Москвы» и выкладывает стихи на злобу дня синхронно с лентами новостей. Его зовут на слушания в Думу, где он заставляет нервничать министра культуры, поднимая вопрос, зачем нам это министерство.
Очередная жена? Да, она не сводит на концерте с него глаз, особенно на песнях вроде «Ах, уехала жена» («Таня с Леной, две кассирши...») Не погуляешь, в общем.
Сергея Владимировича уже невозможно представить голым на сцене. Он – маэстро! Он выходит в костюме-тройке с элегантным платочком в кармане. И простите уж за эту фантастику, но если в России суждено появиться своему Зеленскому, то это никак не Ургант и не «Бульдог» Харламов, а именно Шнур.
Такое тоже может быть. Кто знает?
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №22-2019 под заголовком «"Ленинградское" время».