«Слово «преемник» должно звучать из каждого утюга»: Новый фокус – как «уйти» Путина
Политолог Аббас Галлямов рассказал, что «волшебное» слово «преемник», если его повторять раз в полгода в опросах, может испортить Путину фокус с обнулением
Выдвинуться на новый президентский срок в 2024 году Владимиру Путину будет не так легко, если общество привыкнет к мысли о том, что на выборы должен пойти не он, а некий условный преемник, считает политтехнолог Аббас Галлямов. Он предлагает устроить публичный сбор средств, чтобы заказать одной из крупных социологических служб опрос, кого граждане видят преемником Путина, даже если в результате там будут фиксировать лишь фамилии людей из действующей номенклатуры и повторять его раз в полгода. Это бы испортило президенту «фокус» с обнулением сроков.
С одной стороны, сам Путин будет ограничен в выборе возможных сценариев транзита власти, а с другой — народ будет куда сложнее убедить, что он хочет пятого срока гаранта:
«Если общество привыкнет к мысли о преемнике, выдвинуться самому, не спровоцировав при этом мощной волны недовольства, Путину будет очень сложно. Никакой спектакль с народом, призывающим его пойти на следующий срок, не поможет», — объясняет Галлямов.
Эксперт приводит слова одного из идейных вдохновителей коммунизма Карла Маркса: «Идея, овладевая массами, материализуется». Он считает, что для изменения текущей политической парадигмы антитранзита достаточно, таким образом, сформировать в общественном сознании четкое ожидание смены главы государства, а для этого «слово «преемник» в ближайшие годы должно звучать из каждого утюга».
Если же общество откажется от активных действий в этом направлении, это фактически станет «подыгрыванием властям». В этом случае руководство страны в обычном для себя ключе будет принимать решения, полагая, «будто общественного мнения не существует».
При этом политтехнолог оговаривается, что кем бы ни был преемник Путина, его приход к власти может вовсе не означать консервацию существующей ситуации — в ряде примеров преемники авторитарных лидеров проводили демократизацию государств, напоминает Галлямов.