Россия и США: три вывода из контактов Байдена и Путина
Эксперты дали уже немало оценок недавнему звонку президента США Джо Байдена российскому лидеру Владимиру Путину
За последние несколько дней эксперты дали уже немало оценок недавнему звонку американского президента Джо Байдена российскому лидеру Владимиру Путину. Причем мнения и в этот раз разделились, и зависят они, как это принято говорить, исключительно от «точки сидения».
Так, провластные СМИ и политологи оперативно выдали материалы о большой стратегической и геополитической победе российского президента Владимира Путина, который своими действиями вынудил американского коллегу, еще недавно пытавшегося оскорбить его в нашумевшем интервью, звонить первым, искать возможности для диалога и в целом заявлять о готовности к нормализации отношений.
У многих других мнение выглядит диаметрально противоположным. В особенности, если спроецировать на тот самый звонок последующие решения главы Белого дома, в том числе по введению нового пакета антироссийских санкций. Эксперты убеждены, что Вашингтон не собирается ослаблять хватку и снижать давление на Кремль, а лишь пытается создать для него дополнительные проблемы в условиях транзита, приближающихся выборов и скорого выступления главы российского государства с посланием к Федеральному собранию.
Между тем, как считает политолог Алексей Макаркин, на самом деле события последних дней следовало бы трактовать, прежде всего, с точки зрения прагматики. И в этом случае, добавляет он, выводы весьма очевидны. По его словам, никакой перезагрузки в российско-американских отношениях можно не ожидать, однако рассчитывать на снижение напряженности все-таки можно.
«Недавний звонок Байдена Путину и последовавшее за этим введение новых антироссийских санкций можно трактовать прагматично. Во-первых, никакой перезагрузки отношений не будет, поскольку она и не планировалась.
Поэтому двусторонние отношения между странами будут носить скорее противоречивый характер – смягчение отношений по одним вопросам будет сочетаться с ужесточением по ряду иных проблем.
Россия при этом остается системным противником Соединенных Штатов в обозримой перспективе. Другое дело, что градус этой напряженности может быть самым разным в зависимости от вызовов и ситуации.
Во-вторых, ряд существенных обстоятельств, связанных с этим звонком, имеют отношение к украинскому кризису, где наблюдаются определенные признаки смягчения противостояния. К примеру, Сергей Шойгу не так давно заявил, что учения будут завершены в течение двух недель, а эсминцы ВМС США пока воздержались от вхождения в акваторию Черного моря. Все остальное подлежит обсуждению без гарантии достижения быстрого результата.
Однако существует ощущение, что стороны как раз не сильно спешат. В России любая спешка сразу же ассоциируется с перестройкой, а в США – с перезагрузкой. В обоих случаях воспоминания не самые лучшие, пусть и по разным причинам.
В-третьих, США предлагают расширение повестки в отношениях с Москвой, однако в своих интересах. Одним из аспектов является тема климата, которая в администрации Джо Байдена на данный момент считается одной из ключевых.
Еще одним вопросом является Афганистан. В этой стране США, не забывая об обвинениях в связях с террористами, дают понять, что не против разделить ответственность за стабилизацию ситуации с Россией.
Тем более, что у России есть собственные интересы, связанные с безопасностью обстановки в Центральной Азии, а потому Москва очень не хочет обрушения действующего афганского режима. Между тем, уже в 2021 году американские войска уходят из Афганистана – весьма прагматичный вопрос в этой игре», – пишут авторы канала.