"Может стать началом третьей мировой": чем закончится ненависть армян и азербайджанцев
Одна из самых горячих точек XX века – Нагорный Карабах – снова полыхает. С 27 сентября там идут бои между Арменией и Азербайджаном
Одна из самых горячих точек XX века – Нагорный Карабах – снова полыхает. С 27 сентября в регионе идут бои между армянскими и азербайджанскими военными. В регион стекаются добровольцы из обеих стран. Главный вопрос сейчас: перерастет ли маленькая война в большую и будут ли в нее втянуты другие страны.
На пороге третьей мировой
«Этот конфликт может стать началом третьей мировой войны, если к нему подключатся и другие государства», – высказался находящийся сейчас в Нагорном Карабахе военкор Семен Пегов, который лично наблюдает и снимает налеты авиации и обстрелы территории.
«По правую и левую руку трассы слышатся разрывы, на наших глазах рухнул подбитый самолет – неизвестно, был это пилотируемый аппарат с боекомплектом или беспилотник. На весь город воет сирена, которая предупреждает о приближающихся военных. Мы наблюдали, как на сборные пункты прибывают добровольцы – их здесь уже несколько тысяч. Мы больше бываем на фронтовой территории, но видели и разрушенные дома, и следы крови, ездили на место гибели 9-летней девочки под обстрелами», – рассказывает Семен Пегов подписчикам.
Жители Нагорного Карабаха сегодня – это армянское население, которое называет свою территорию Арцахом – так она называлась в древности. Небольшой гористый участок веками был зоной конфликта. В древности его населяли армяне, у которых была собственная государственность. В Средние века Карабах попал под протекторат иранцев, затем – тюрков. Потом вошел в состав Российской империи, позже – СССР. В Советской стране Нагорный Карабах стал частью Азербайджанской республики, где проживало смешанное по нацсоставу население с огромным перевесом армян. В то время межнациональные конфликты не допускались. Но с развалом Союза на территории Карабаха вспыхнула война. Нынешнее население ее прекрасно помнит. Сегодняшние взрывы – отголоски боев начала 90-х годов.
– 75% территории представляли руины, много зданий было разрушено в той войне, – вспоминает педагог, 88-летняя Джульетта из столицы Карабаха – Степанакерта. – До начала 2000-х здесь были перебои со светом и водой. Сейчас жизнь только понемногу наладилась и благоустроилась, строят новые дома, восстанавливают дороги, и тут опять такое...
300 долларов для сталкеров
Многие нынешние жители Нагорного Карабаха приехали сюда уже после войны 90-х годов – обживать непризнанную территорию. Жилье здесь еще до нынешнего конфликта можно было купить недорого – за 25–30 тысяч долларов. Но многие снимают временное – незанятого жилья в нескольких городах Арцаха предостаточно.
Переселенцев власти поддерживают, выплачивая горожанам по 300 долларов каждые полгода. Те, кто отваживается заселиться в сельскую местность, приобретают еще больше. Многие смогли получить в пользование дома, земельные участки и даже скот бесплатно. Поэтому в регион нередко перетекают те, кто не смог устроиться в более мирных и богатых местах.
– Климат и природа тут отличные, – говорит водитель Арам, переехавший из пригорода Еревана. – Да и спокойно – периодические конфликты в последнее время возникали только на границе, но на нас они никак не влияли.
Многие местные из-за потенциальной опасности и ежедневных бытовых трудностей считают себя практически сталкерами. Наиболее комфортная жизнь здесь – в самом крупном городе Степанакерте, где есть Wi-Fi, кафе и какая-то культурная жизнь.
– Но молодежь все равно тут скучает и старается уехать подальше, к огням больших городов, – продолжает Арам.
Кто виноват?
В нынешнем обострении Армения и Азербайджан абсолютно зеркально обвиняют друг друга.
– В конфликте, который идет почти 30 лет, не может быть виновата только одна сторона. Танго танцуют вдвоем, – прокомментировал «Собеседнику» эксперт по Кавказу Аркадий Дубнов.
Первый звоночек прозвенел в июле этого года, когда недоразумение на границе Армении и Азербайджана привело к боевому столкновению сторон. Азербайджанские военные в тот момент пересекли границу – скорее всего непреднамеренно – и были обстреляны армянскими силами.
– Многие считали, что тот случай так просто не забудется, – уверен Дубнов. – Жители Баку были очень взвинчены. Логика турецко-азербайджанской позиции такая: разговоры о мирном решении карабахского конфликта ведутся 30 лет, но не приводят к успеху, пора наконец Армению вынудить вывести свои вооруженные силы из Нагорного Карабаха, который, по их мнению, является частью Азербайджана. Это декларируемая причина. А на самом деле, как я считаю, за этой патриотической бравадой скрывается необходимость удержать падающий престиж президента Азербайджана Ильхама Алиева, который оказался в некотором упадке после событий июля, когда граждане Азербайджана посчитали, что война с Арменией должна быть более решительной.
На улицах Баку были достаточно серьезные митинги, которые угрожали перерасти в антиправительственный мятеж, – напоминает Дубнов. – Конечно, такого рода угроза должна была заставить Ильхама Алиева утвердить свой престиж как национального военного лидера страны и доказать его на деле – снять это долго висевшее на стене, хорошо промасленное ружье и заставить его стрелять. Я думаю, что эта причина вкупе с экономическими трудностями, которые характерны сейчас не только для Азербайджана ввиду падения цен на нефть, должны консолидировать азербайджанское население вокруг главы государства. Это обычное дело – образ врага в таких случаях всегда очень полезен власти. А здесь образ врага уже несколько десятилетий один и тот же.
Турецкий след
С самого начала было понятно, что Турция во всей этой истории играет чуть ли не ведущую роль, поддерживая Азербайджан, а где-то даже и направляя действия его руководства.
– У Турции нарастают амбиции регионального лидера, и даже более – одного из мировых лидеров, особенно сейчас, после успехов в Сирии, – продолжает Аркадий Дубнов. – Все призывы мировых лидеров, в том числе США, России, Франции, остановить бойню натолкнулись на отказ турецкого президента Эрдогана, который даже пригрозил им неприятностями в случае вмешательства третьих сил, то есть фактически послал их лесом.
Понятно, что победить Армению в данном случае невозможно. Армения не прекратит свое существование, и Карабах не прекратит свое существование, – уверен эксперт. – Либо война будет продолжаться до истощения сил и ресурсов сторон, либо одна сторона, скажем Азербайджан, получив контроль над несколькими районами Карабаха, заявит, что цели достигнуты, и Армения вынуждена будет пойти на мир на условиях Баку. Главная штука в том, что никакого другого выхода, кроме мирного решения, эта история не имеет.
На окончательное примирение, считает Аркадий Дубнов, могут уйти десятилетия:
– Должны вырасти поколения людей, которые будут по-другому, менее болезненно воспринимать эти потери. Казалось, что внуки армян и азербайджанцев, которые воевали в начале 90-х, вырастут и смогут избавиться от ненависти друг к другу или преодолеть ее. Но теперь это снова отодвинется еще на десятилетия, на поколения, потому что ненависть получила новую подпитку, и сейчас уже только условные правнуки тех, кто воевал в 90-е, смогут спокойно относиться к этому вопросу.
Карабах не обладает никакими ресурсами, за которые стоило бы воевать – там нет ни нефти, ни газа. Но Карабах сам по себе – ресурс.
– Карабах – это символ армянского народа, значительная часть которого родом оттуда и имеет древние корни. Но это символ и для азербайджанцев, которые там выросли и жили, – аргументирует Аркадий Дубнов. – Это – флаг, который каждая из сторон хочет водрузить на то место, которое считает справедливым.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №38-2020 под заголовком «Нельзя победить Арцах».