Пять вопросов о плебисците: почему спешат, что нового и доверять ли итогам?
Владимир Путин объявил дату голосования по поправкам в Конституцию – 1 июля. Выясняем, что нас ждет, вместе с экспертами
Не так давно Владимир Путин объявил точную дату голосования по поправкам в Конституцию – плебисцит назначен на 1 июля. Выясняем, что нас ждет, вместе с экспертами.
1. Что будет нового в процедуре голосования?
Выдача бюллетеней без паспорта. Точнее, паспорт предполагается предъявлять с расстояния двух метров. ЦИК решил заранее вписывать паспортные данные участников голосования в списки. В итоге, по мнению сопредседателя движения «Голос» Григория Мельконьянца, члены комиссии даже не будут пытаться разглядеть паспорт, а просто спросят фамилию. И на этом основании выдадут бюллетень. Что может привести к многократному голосованию, «каруселям» и вбросам.
До 1 июля голосовать можно будет в течение 6 дней.
От волеизъявления по почте решили отказаться, но электронное голосование будет – правда, только в избранных регионах: в Москве и на Нижегородчине.
Кабины для тайного голосования установят без шторок. Это примерно как туалет без двери.
Не будет общественных и партийных наблюдателей – эта функция отдана Общественным палатам, то есть власти.
– ЦИК подготовил революционные изменения в и так антидемократический порядок проведения общероссийского голосования, – констатирует Григорий Мельконьянц.
2. Почему такая спешка?
Казалось бы, все поправки, включая «обнуление» Путина, могут подождать до 2024 года. Или хотя бы до спада эпидемии. Но нет.
– Это особенность политической системы, – говорит политик Борис Надеждин. – Кто-то убедил Путина, что нужно изменить Конституцию, чтобы ее сторонники не вякали и можно было править вечно.
– Сейчас наиболее удобный момент для массовой фальсификации, – считает политолог Леонид Радзиховский. – Не будет нормальных наблюдательных комиссий, можно нарисовать любой результат, и не будет никаких митингов против фальсификаций. Таким образом, дата выбрана идеально. А в самом голосовании нет никакого смысла, кроме пожизненного президентства Путина. Практический смысл всего этого разводилова: создать информповод и показать всем, в первую очередь своему окружению, что я не «хромая утка», я не уйду в 2024 году. Если окружение Путина не будет твердо в этом уверено, весьма вероятно, что начнутся великие раздраи и шатание. Сохраняя интригу и неопределенность, Путин закрепляет свою власть до 2024 года.
– Из всех возможных версий наиболее правдоподобна та, согласно которой падение рейтинга Путина не дает ему времени, – говорит президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. – Поскольку и рейтинг власти низок, всё вместе кажется ему опасным. Одновременно с этим они создают себе возможность написать нужный результат.
3. Смогут ли обеспечить санитарную безопасность в день голосования?
ЦИК озаботился тем, чтобы избиратели не пали жертвой коронавируса. Как заявила Элла Памфилова, голосовать будут не более 12 человек в час (то есть средняя скорость постановки одной галочки составит 5 минут). Всем будут измерять температуру. С высокой – изолируют (предположительно в отдельное помещение для голосования и только потом уже на карантин). Участки будут регулярно дезинфицировать. Но более всего впечатляет ритуал надомного голосования, по которому комиссия в халатах дезинфицирует ручку двери и звонок, ставит рядом с дверью урну, а на ручку вешает пакет с бюллетенем, квитком с паспортными данными, средствами защиты и антисептической салфеткой. «Позвонили, отошли на два метра, человек открывает дверь, не выходит, с порога показывает паспорт… забирает пакетик и уходит к себе… – описала дальнейший ход событий Памфилова. – Открывает пакет, надевает маску, перчатки, обрабатывает руки дезинфицирующим средством… голосует… расписывается в этом заявлении, в этом квиточке, не снимая маску и перчатки, открывает дверь… опускает бюллетень, сбоку на ящике для голосования – открытый карман, куда он кладет квиточек с росписью, что он его получил».
– Сомневаюсь, что правила этой «стыковки «Союза» с МКС» будут соблюдаться, а значит, возрастает риск заражения, – говорит Григорий Мельконьянц.
Однако директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович почти уверена, что все будет хорошо. Вроде бы.
– Конечно, опыт покажет, но вроде бы эти меры должны уберечь людей, – считает она. – Очень сложно прогнозировать, тем более что пути распространения вируса еще до конца не изучены.
4. Можно ли будет доверять результатам?
По данным Левада-Центра, только 44% россиян намерены голосовать за поправки, чего недостаточно для их вступления в силу. ВЦИОМ отчитывается о 61% «запоправочников».
– Очевидно, что минимальное техзадание, которое получила Элла Памфилова: более 50% – за! – считает Радзиховский. – И нет никаких оснований полагать, что она не справится. Думаю, реальный результат голосования: как минимум 60% – за. Все знают, что благодаря набору слов появляется юридическая лазейка, чтобы сказать: у нас новая Конституция, а значит, старый президент становится новым президентом. Процедура голосования полностью фальсифицирована. Это для учебников политологии пример абсолютной лжи, вполне интересный и достойный изучения.
– Легитимность голосования нулевая, – считает Надеждин. – Путину внушают, что чем больше за него проголосуют, тем больше его любят, а это не так. Вспомним, например, какой рейтинг был у КПСС, или у Чаушеску, или у Мугабе, и чем все закончилось. Тем не менее я буду добиваться честного голосования и подсчета хотя бы у себя в Долгопрудном.
Георгий Сатаров назвал предстоящий процесс «новым произволом в установлении результатов голосования».
– Представьте: граждане в разных частях страны спрашивают друг друга: ты знаешь кого-нибудь, кто проголосовал за? – говорит Сатаров. – И выясняется, что среди знакомых таких нет, многие даже не ходили. И так везде. И этим людям объявляют, что 75% пришли и 58% проголосовали за. Это вранье для большинства может стать спичкой. И ни одна Росгвардия с этим не справится. Они уже перестали стесняться и делают всё, чтобы получить нужный результат. И понятно, какой уровень доверия этому результату.
5. Перейдут ли новации на последующие голосования?
– Я так не думаю, – говорит Радзиховский. – В понятие «отношения народа и государства» не входит отмена выборов. На это Путин, на мой взгляд, не пойдет. Он умеет так или иначе принимать настроение большинства.
– Всё к тому и идет, – не согласен Надеждин. – Несколько дней назад Путин подписал ряд законов: там и голосование по почте, и дистанционное, и упрощенное – на дому. Если сейчас нужно писать заявление, то там достаточно будет звонка.
– Теоретически такое желание может возникнуть, – говорит Сатаров. – Даже понятно, как об этом будут вещать пропагандисты: «Прошло испытание временем, народ показал, что…» и т.д. Искушение чрезвычайно велико, но опасность взаимной реакции, видимо, выше. Не могу предсказать, побоятся они это сделать или нет. Самый большой страх – потерять власть! А как всё будет реализовываться дальше – это непредсказуемо.
За что голосуем
Поправки в Конституцию включают:
- «Обнуление» старых сроков Путина. Фактически он сможет править пожизненно.
- Президент не сможет править больше двух сроков, но теперь без «подряд».
- Контроль президента над судьями и министрами.
- Приоритет российского права над международным.
- Подчинение местного самоуправления вертикали.
- Появление Госсовета как нового конституционного органа.
- А также: вера в Бога, много патриотизма, общих фраз и дублей действующих законодательных норм.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №21-2020 под заголовком «Плебисцит во время пандемии».