Станислав Белковский: Сергей Собянин – суперзвезда
Политолог и колумнист Sobesednik.ru — о том, как коронавирус изменил правила битвы за власть. И изменил ли он их вообще
Как бы ни свирепствовала эпидемия коронавируса COVID-19, аппаратные войны в России – всегда в приоритете. Поскольку цена победы в этих войнах измеряется многими миллиардами долларов ненавистных США. И будущим для нескольких поколений вельможных потомков. Какой уж тут вирус, который едва ли способен сильно поразить российских элитариев, блюдущих постылую самоизоляцию в своих поместьях на Рублево-Успенском шоссе, во дворцах королевского уровня, в окружении полудевственных сосновых лесов площадью с Лихтенштейн.
Комментаторы-аналитики, неизменно толпящиеся вокруг власть имущих на расстоянии меньше требуемой социальной дистанции, вычленяют нынче такие основные зоны конфликтов.
1. Президент Владимир Путин спрятался с публичной авансцены, чтобы не отвечать впрямую ни за разгул эпидемии, ни за последствия разрушительных каникул – фактического карантина, способного обанкротить дотла больше половины малосреднего бизнеса РФ, а заодно – под два десятка миллионов наших сограждан.
2. В этой ситуации глава государства, скрепя сердце и скрипя зубами, но все же вынужден был делегировать значительные полномочия регионам, т.е. их губернаторам. Дескать, вводите каникулы (карантин) в той мере и так надолго, как это соответствует эпидемической ситуации на вверенной вашему попечению территории. А если что не так – можете получить до 7 лет тюрьмы за умышленное заражение смертной болезнью 2 и более человек (есть такая уголовная статья, честно). Регионы и отвязались слегка – а куда им деваться? Где-то карантин очень мягкий, не столичному чета, например, в Твери и Ярославле. А где-то – уже и границы закрыты для граждан РФ, скажем, в Чечне и Нижегородской области. Что противоречит федеральной Конституции. Но Основной закон и прежде у нас не пользовался избыточным уважением, а теперь-то!
3. Премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнуто осторожен. На рожон особенно не лезет. Всю полноту ответственности за борьбу с вирусом брать на себя не торопится. Тем более что далеко еще не все элитные игроки воспринимают г-на Мишустина всерьез. Вот, попытался глава правительства устроить легкий скандал по поводу внеконституционного перекрытия границ Чечни. Получил формально вежливый, но недвусмысленный ответ чеченского лидера Рамзана Кадырова: премьеру что-то там неверно доложили, а мы будем делать то, что считаем нужным, баста, в смысле – идите на фиг.
4. И на этом фоне, воленс-ноленс, стал мегасуперзвездой мэр Москвы Сергей Собянин. Он и раньше на дефицит публичного внимания пожаловаться не мог. Но сейчас он – главный и последний герой. Не просто начальник столичного города, где сосредоточены больше половины коронАвирусных заражений и трупов (расплата за гиперцентрализацию РФ, где все вопросы решаются в Москве и все потоки, денежные и человеческие, идут через нее же). Но – шеф рабочей группы Госсовета по противодействию эпидемии. Все вопросы – к нему, ответы – от него.
Отсюда – и важнострашные слухи. Дескать, если г-н Собянин окажется много сильнее коллеги COVID-19, то сам Бог велел ему претендовать на статус/титул президентского преемника в 2024 году. Но этого всего не хотят околопутинские силовики. Стремящиеся, чтобы ВВП – публичный или бункерный – правил вечно. Там им спокойнее. Даром, что ли, внесли в ту самую неуважаемую Конституцию космическую поправку про обнуление президентских сроков? Потому силовики обязаны якобы убедить верховного босса, что мэр, во-первых, слишком много из себя воображает. В частности, вводит карантинные меры региональными указами, при отсутствии соответствующих федеральных законов. Рамсы попутал, понимаешь. А во-вторых, успехов в спасении РФ-жизней – не так много, как заявляет мэрская пропагандистская машина.
Тем более что обнулительные поправки вовсе не обязывают г-на Путина оставаться президентом в 2024-м. А лишь разрешают. Финальное же решение наш лидер, по традиции, будет принимать в последний момент, когда откладывать уже некуда.
Мы же, простые россияне, теснящиеся в небольших квартирках на фоне свирепой полиции, всегда готовой оглушить нас протоколом за нарушение собачьего выгула, должны понимать: в этой большой игре наши жизни играют не главную роль. Тысяча мертвых тел туда, тысяча сюда – что это значит по сравнению с битвой гигантов за Кремль! Велели же нас во время каникул из федеральных резервов не подкармливать, чтобы мы барственные подачки не пропили ненароком. Так что с вирусом поборемся как-нибудь сами. Не надеясь на государство, чья элита живет совершенно в другой стране, в другом мире, на иной планете. И нам придется все-таки это осознать и осмыслить.